« Назад«Как найти компромисс с ребёнком?» 20.11.2018 00:00В большинстве своем родители видят свою роль как наставника в общении с детьми, мол то что я скажу должно выполняться бесприкословно, ведь я взрослый, я лучше знаю как правильно. И все общение родителей с детьми сводится на создание определенных правил поведения и как следствие запретов на то, что не входит в эти правила. Однако, в действительности, запрет требует больших усилий, в частности эмоциональных, чем разрешение. Поэтому всегда лучше попытаться договориться и найти компромисс…. Иногда требования могут противоречить важным потребностям ребенка, и зачастую родительское «нельзя» касается детской активности: нельзя много бегать, прыгать, лазить по деревьям, заборам, рисовать где вздумается, громко кричать или смеяться. Запрещать подобные потребности неправильно, поскольку важно понимать, что игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность является ведущими видами детской деятельности и как следствие механизмами развития ребенка. Итогом таких запретов могут стать как минимум капризы и противостояние, а как максимум неврозы у ребенка. Всегда нужно следить за правильность данных ребенку инструкций, например, разрешить «исследовать» лужи, но в высоких сапогах, разобрать часы, но неисправные, играть в футбол, но не в помещении и подальше от соседских окон и т.п. Так же будет куда полезнее объяснить почему родитель запрещает то или иное действие: например, не нужно есть снег, потому что он холодный и у тебя может заболеть горло, придется лечиться и долго не ходить на прогулку… Вообще многих запретов можно легко избежать, если позаботиться о создании условий, в которых ребенок будет меньше проказничать. Заранее убрав с поля зрения и зоны досягаемости малыша хрупкие и опасные предметы, вы окажете большую услугу и ему, и себе, поскольку намного уменьшите вероятность возникновения неприятных ситуаций. Существуют, конечно, ситуации, когда без запрета не обойтись. Но, прежде, чем сказать «нельзя», важно ограничения и требования согласовать со всеми взрослыми членами семьи, поскольку в ситуации расхождений ребенку будет сложно понять, чего от него хотят, или он может привыкнуть добиваться своего, провоцируя взрослых на конфронтационные взаимоотношения. Ведь, если мама не разрешает, можно попросить у папы, бабушки или дедушки. Поэтому, даже, если один из родителей не согласен с мнением остальных, лучше обсудить такую ситуацию без ребенка и найти компромисс. Не менее важным после сказанного «нельзя», является также соблюдение родителями его требований и избежание провокаций. Иными словами, если запретили сыну или дочери есть сладости, то не оставляйте их на видном месте и сами их не ешьте в присутствии ребенка. Так же нужно корректировать сиежеминутные «хотения» ребенка: например, ребенок встал и тут же требует поход в зоопарк! Необходимо договориться, мол, конечно мы сходим в зоопарк, но сначала нужно сделать все утренние гигиенические процедуры и позавтракать, чтобы хорошо себя чувствовать для похода на дальние расстояния, а уж потом отправимся в зоопарк. По мере взросления ребенок начинает интересоваться миром вокруг, задает много вопросов. Зачастую, постоянно занятых родителей, тем более уставших после рабочего дня, раздражают детские расспросы, как кажется родителям, на глупые темы. Очень часто можно увидеть, как мамы, забравшие ребенка из сада, в пути до дома просто не отвечают на детские вопросы и речь ребенка превращается в монолог. В таком случае важно понимать, что ребенок пытается набраться опыта в том или и ном вопросе, что вот именно сейчас и именно этот вопрос интересует его больше всего в жизни! Необходимо собраться, откинуть не надолго все своим мысли и заботы и все таки поговорить, рассказать, объяснить ребенку все что его интересует. Всегда необходимо помнить, что именно установки родителей, их объяснения и передача социального опыта являются приоритетным для ребенка; если в саду воспитатель будет учить ребенка пользоваться салфеткой, вилкой и мыть руки перед едой, но родители дома едят руками и не соблюдают правил гигиены, то ребенок будет делать так же как родители. Это доказанный факт. Старайтесь проводить с ребенком хоть немного времени, которое будет посвящено только ему, мастерите вместе, делайте общие домашние дела, больше общаться с детьми на разные темы, дайте возможность ему рассуждать, даже если вы понимаете, что его мысли утопичны, объясняйте порядок вещей, приводите конкретные примеры! Важно понимать, что только на доверительном общении возможно укрепление детско-родительских отношений! Уважайте личность ребенка, поверьте, это никак не помешает Вам воспитывать его в нужном родительском русле! Любовь, честность и уважение — три кита, на которых держатся отношения между родителями и детьми. |