Познавательно-исследовательский творческий краткосрочный групповой проект «Маленькие ученые»
« НазадПознавательно-исследовательский творческий краткосрочный групповой проект «Маленькие ученые» 30.11.2020 00:00Познавательно-исследовательский творческий краткосрочный групповой проект «Маленькие ученые» для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Подготовила: Быкова Оксана Ивановна, воспитатель
Реутов, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………...3 Визитная карточка проекта………………………………………………….4 План (схема) реализации проекта…………………………………………..5 Список использованной литературы……………………………………...11
Пояснительная записка
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий групповой.
Сроки реализации: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-5 лет, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через экспериментирование.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо-плохо. Дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этапы работы: I этап. Подготовительный: 1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели. 2. Анализ пространственно-предметной среды группы. 3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. II этап. Основной: 1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы. 2. Разработка календарно-тематического плана проекта. 3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ. III этап. Заключительный: 1. Создание продукта проекта (коллективная работа). 2. Проведение тематического досуга. 3. Подведение итогов проекта, обсуждение перспектив реализации проекта в других возрастных группах.
Календарно-тематический план реализации проекта (основных мероприятий)
Анализ: В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить представления о свойствах воды, воздуха, света. Воспитанники и их родители узнали, что в ходе экспериментирования и исследовательской деятельности можно практическим путем определить те или иные особенности предметов и явлений. В дальнейшем планируется разработка и внедрение аналогичных проектов в воспитательно- образовательный процесс. Вывод: Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через экспериментирование- достигнута.
Приложение 1
Конспект занятия познавательного цикла
«Почему дует ветер?»
Подготовила: Быкова О. И., воспитатель
Цель: Формирование представлений детей о причинах возникновения ветра – движении воздушных масс. Задачи: •Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. • Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы. • Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления. Материалы: Электрическая лампа, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», знак «Осторожно пользоваться», свечки, подсвечники, спички, разноцветные шары, бутылки, ёмкости с холодной и горячей водой. Предварительная работа: Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойства воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных. Ход -Ребята, в коробке у меня «спрятались» приборы, которые помогут нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления. Вы знаете, что такое «природные явления»? (Ответы детей) Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть их в разные времена года. Это: снег, дождь, радуга. - Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним прохода не дает, Других он подгоняет. (Ветер) - Какие слова вам помогли отгадать загадку? Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем: хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»? Игра «Хорошо – плохо» -Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то зеленый). (Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки: - картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.); - картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.) - картинка «лыжи» (Поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.) (Аналогично разбираются другие ситуации). Вывод: оказывается, иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник. Упражнение «ВЕТЕРОК» Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у) Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот) Ну, а сейчас затихну я пока. Опыт №1. -Чтобы узнать, откуда ветер берется в природе, нам и понадобится мой прибор. Что это? (Электрическая плитка.) - Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться».) А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка. Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (Происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электрической лампой). Я беру вот такую помощницу –змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.) Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему? Вывод: Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Ветер - это движение воздуха. Рассматриваем схему «Движение воздушных масс». Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший, с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер. Опыт №2. (Из коробки достаю свечки, спички, подсвечники.) -Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя? (Ответы детей.) -Да, вы правильно ответили на мои вопросы, опыт со свечкой проведу я. Приоткроем дверь, зажжем свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, около приоткрытой двери. Куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней свечи направлена внутрь помещения, верхней наружу из помещения.) -Почему так происходит? У нас в зале тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу. Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а навстречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Опыт №3. (Достаю из коробки разноцветные воздушные шарики.) -Какие шарики вы видите? (Воздушные.) -Какого цвета они? (Разноцветные.) - А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (Обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой.) -Что мы видим? (Шарик надувается.) -А теперь поставим бутылочку в емкость с холодной водой. -Что теперь мы видим? (Шарик сдулся.) Вывод: -Почему шарик надулся? (Воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся.) -А почему шарик сдулся? (Воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.) Итог. -Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер. Молодцы, ребята. Спасибо вам за работу. Дома вместе с родителями вы можете повторить эксперименты. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.
Приложение 2
Эксперимент «Какие предметы плавают?»
Цель: Формирование представлений детей о свойствах предметов из различных материалов. Дети принесли из дома различные предметы. Воспитатель предлагает им проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности. Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детальки от «Лего» и прочая бытовая мелочь. По одному опускаем эти предметы в таз с водой и наблюдаем за происходящим. Результаты можно отмечать в таблице:
Понаблюдаем за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды. Они плавают одинаково? Какая их часть находится под водой, а какая над водой: большая или меньшая? Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул? И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью.
Эксперимент «Подушка из пены»
Цель: Развитие познавательного интереса детей. Задачи: обнаружить воздух; познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в стаканчик мыльной водой образуется пузырь, а затем пена, проверить это с помощью опыта; воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости. Материалы: на подносе стаканчики с водой (по количеству детей), баночка с жидким мылом, пипетки, трубочки для коктейля (по количеству детей). Ход игры: Воспитатель: У нас из пены на глазах Подушка вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку Заиграет зайчик на дудочке.
Дети сидят за столами, перед каждым ребенком стоит поднос со стаканчиками с водой, пипетки и емкость с жидким мылом, трубочки для коктейля. Взрослый вместе с детьми в стакан с водой, с помощью пипетки, добавляет несколько капель жидкого мыла, размешивают. Затем дети берут трубочки для коктейля, опускают в стаканчик с водой и начинают дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Можно поставить внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «зайчик, который любит купаться в пенной подушке». Восторгу детей нет предела.
Эксперимент «Свет и тень»
Цель: определить, что от предмета может быть несколько теней, если рядом не один источник света. Ход опыта: около окна на столе поместить деревянный брусок, он будет отбрасывать одну тень. Добавить еще несколько источников света при помощи настольной лапы и фонарика и определить, что теней стало три, то есть столько же, сколько источников света. Воспитатель: Сколько всего мы узнали! А как вы думаете, изменится ли тень от предмета, если источник света будет находится то дальше от предмета, то ближе к нему?
Цель: определить, что чем ближе источник света к предмету, тем тень меньше (короче), чем дальше — тем тень больше (длиннее). Ход: взять любой предмет и встать с ни около стены, подсветить фонариком. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем один ребенок берет фонарик и отходит с ним на пару шагов назад – тень становится больше (длиннее). Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что тени имеют разные размеры и формы и что некоторые из них похожи на какие-то предметы?
Эксперимент «Солнечный зайчик!»
(солнце - источник света, тепла); научить детей находить отражение «солнечного зайчика», следить за его перемещением; способствовать развитию ориентировки в пространстве; продолжить создавать у детей радостное настроение во время прогулки в солнечный день Материал: зеркальце, мелки. Предварительная работа: Перед прогулкой прочитать детям стихотворение А. Барто - Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату, Мы захлопаем в ладоши- Все мы рады солнышку.
Приложение 3 Конспект занятия познавательного цикла На тему «Все увидим, все узнаем!»
Подготовила: Быкова О. И., воспитатель Цель: Расширять представления детей об окружающем нас мире, знакомство с научным прибором лупа. Материалы: лупы для детей трёх или пятикратного увеличения, песок, линза, схемы, очки, картинки с изображением предметов в которых использованы линзы.
Воспитатель: Приветствие: Ребята, вы конечно все играли в песочнице. Скажите мне – песок твёрдый или мягкий? (Ответы детей). А теперь, подумайте – из чего состоит песок. (Ответы детей). Давайте мы сейчас сами всё проверим. Насыпьте себе на ладошку немного песка. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку. Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твёрдые? Дети: твёрдые. Воспитатель: Правильно, песчинки твёрдые, но они очень маленькие, как маленькие камушки, и их трудно увидеть. А вот если бы муравей посмотрел на песчинку, он бы показалась ему огромным камнем. А для нас песчинки очень маленькие и их много. Но мы можем рассмотреть их поближе. Давайте проведём опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется линза. Линза – это толстое стекло, выпуклое с двух сторон. Когда свет проходит через линзу, то его лучи преломляются, и маленькое нам кажется большим.А если к линзе прикрепить ручку, то получится – лупа. Лупа – это научный прибор, который используют для рассматривания чего-то очень маленького. Воспитатель раздаёт детям лупы и предлагает посмотреть на песчинку через лупу. Дети рассматривают песчинки. Воспитатель: видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Твёрдые? А если мы ладошкой потрогаем песок? Песок мягкий. Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок? (Воспитатель стимулирует активность детей, подводит их к выводу, что песчинок много). Воспитатель: Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, кода их много, не так сильно колются, как на ладошке. Это лупа нам помогла как следует рассмотреть каждую песчинку. Сейчас предлагаю вам самостоятельно рассмотреть различные предметы с помощью лупы и рассказать своим друзьями, что же вы увидели. Можно рассматривать муравьев и червячков, камушки, травинки, исследуйте все, что вам интересно! Можно даже рассмотреть веснушки у друга на носу. 5-10 минут дети занимаются исследовательской деятельностью самостоятельно. Воспитатель зовет детей к себе, собирает лупы, и дети рассказывают друг другу, что они увидели, что им запомнилось. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где еще используют линзу? В каких приборах и предметах? (Ответы детей) Воспитатель: Если поставить две линзы в оправу, получатся очки. Линзу используют в биноклях и подзорных трубах. А так же в микроскопах и телескопах. Воспитатель: Лупа может сфокусировать солнечный свет в одну точку. И с помощью лупы можно даже развести костер, получить огонь. (Воспитатель показывает детям, как с помощью лупы можно поджечь бумагу). Воспитатель: Это очень опасный эксперимент, и проводить его можно только с взрослыми. Ребята, сегодня мы познакомились с научным прибором лупа. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.)
|