Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 "СВЕТЛЯЧОК"

Листопад, листопад, листья желтые летят!

« Назад

Листопад, листопад, листья желтые летят!  29.09.2017 00:00

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Светлячок»

 

 

 

                                                                  Конспект ОД

по  исследовательской деятельности

для детей старшей группы

 

 

                     Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят».

 

 

Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Деревяхина А. В.

 

 

 

Цель: Обобщение и систематизация представления детей о характерных признаках осени.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить, самостоятельно находить характерные признаки осени; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; познакомить с природными особенностями осенних месяцев, закрепить умение соблюдать правила безопасности;

Развивающие: развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;

Воспитательные: воспитать чувство симпатии к родной природе; продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября; календари погоды; репродукции картин; музыка для физкультминуток – «Листопад».

Предварительная работа: Беседа «Дары осени», игры «Что где растет», чтение отрывок из рассказа «Четыре художника» Г. Скребицкий и заучивание стихотворений об осени, наблюдение на прогулке «Деревья осенью», рассматривание иллюстрации по теме «Осень».

Планируемые результаты образовательной деятельности:

Проявление инициативы и самостоятельности в играх, общении, познавательно-исследовательской деятельности; проявление у детей желания общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности появление понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанные на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; желание получать большую информацию из книг по данной теме; проявление умения в творческом самовыражении.

Ход занятия:

Орг. момент:

-Ребята сейчас вы услышите сказку-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени идет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым краям».

-О каком времени года идет речь? (ответы детей).

-Что изменилось с приходом осени в лесу, на нашем участке. (Показ иллюстрации леса летом и осенью).

Основная часть

Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осенних месяцев…»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.

- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)

- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки.) Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?

-Давайте рассмотрим осенние листья (разложить на стол в группе). Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  (Берёзка)

Воспитатель: Найдите лист березы.

-Как он называется? (березовый). Какого он цвета стал?

Любим мы красавицу березу за ее красоту и за пользу, которую она приносит. Из каждого дерево можно сделать мебель, стул скрипку? (Ответы детей). А нет! Каждое дерево особенно его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы делают прочную мебель, лыжи. А из прутьев метлу. Прут из прутьев после высыхания получается прочный.

-А знаете, почему у берез кора белая? Белый цвет коры защищает дерево от перегрева в летний период

 Березу используют и для отопления помещений.  Больше всего жару в печи дают березовые дрова.  

-Отгадайте загадку:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Много, много желудей.   (Дуб)

Дети. Дуб.

-Скажите, какой лист и какая кора у дуба в загадке?

(У дуба темная кора и вырезной лист.)

-А что растет на кончиках ветвей? (На ветках у дуба растут желуди).

Дуб живет очень долго. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы и не было. Из дуба изготавливают дубовый паркет.

Физкультминутка «Листопад»

Дети под музыку изображают падающие листочки.

- Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)

Мы – листочки,

Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок. (Приседают.)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)

Воспитатель: Самые красивые листья кленовые.

Все клены стали рыжие,

И не один не дразнится,

Раз все равно все рыжие

Кому какая разница?

Но они не только рыжие, т.е. оранжевые, но еще и другого цвета. Какого цвета кленовые листья становятся осенью?

- Посмотрите на этот лист. Как много маленьких листочков на одной веточке сидят. Это рябина.

Задание «Путаница»

В этой игре воспитатель показывает листья дуба и утверждает, что это березовый лист. Прикладываю желудь к листу клена, будто это плод клена. Дети должны заметить и исправить.

 

Подведение итого к занятию.

- Вам понравились листочки?

-Чем, по- вашему, отличается осень от лета? Ответы детей.

Родителям предлагаю дома сделать композицию из осенних листочков.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. 1.     Е.А. Алябьева «Нескучная гимнастика» - М.: ТЦ Сфера, 20014 -144 с.
  2. 2.     Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 156с.
  3. 3.     Н.Е.Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» -М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 -80с.
  4. 4.     А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир!» методические рекомендации – М: БАЛАСС, 2006. -304с.
  5. 5.     В.В.Гербова «Учусь говорить» М.: Просвещение, 2004. -159 с.
  6. 6.     О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» М.: ТЦ Сфера, 2004 -192 с.
  7. 7.     Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014 -752 с.
  8. 8.      В.А.Степанова «Листок на ладони» методическое пособие по проведению экскурсий – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 112с.
  9. 9.     Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» М.: ТЦ. Сфера, 2007. – 64 с.