Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 "СВЕТЛЯЧОК"

"Зимушка-зима"

Актуальность: Проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в МАДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного наблюдение за природой. Беседы на разную тематику (разговоров с педагогами, с родителями)  Именно поэтому, можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Вид проекта: Познавательно - творческий.

Срок реализации: долгосрочный (01.12.2021 г -28.02.2022)

Цель: сформировать в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, приметах, использование художественного слова, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние природы); об особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период;

- развитие познавательной активности, творческих способностей детей,  воображения, логического мышления, умение замечать изменения в природе, коммуникативные качества;

-укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных;

- формирование совместной  деятельности, родители и дети;

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, старший воспитатель.

Ожидаемые результаты:

- Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; повышение познавательной активности;

-Вызвать желание помогать птицам в зимний период;

- Содействовать сотрудничеству,  родителей и  воспитанников, во время проектной деятельности.

- Оформление группы в зимней тематике и к Новому году;

- Проведение досуга «Здравствуй, гостья Зима!»

- Проведение новогоднего праздника;

- Проведение спортивно- музыкального досуга «23 февраля- день защитника Отечества»

Взаимодействие с родителями:

- Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте

- Подготовка материалов для консультаций родителей по темам проекта,

- Участие в конкурсах, выставках акциях,

- Подготовка к проведению праздничных и досуговых мероприятий, спортивных играх.

-  Организация участия родителей в совместной работе по расчистке снега на прогулочной площадке и участию в конкурсе снежных построек.

Форма организации/тема

 

сроки

 

Участники:

.

 

1 этап: Подготовительный (01-05 декабря 2021)

 

Планирование проекта;

-Анализ предметно-развивающей среды в группе;

- Подбор методической литературы;

-Информирование всех участников  проекта, создание творческой инициативной группы;

- Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий;

- Подборка классической музыки: «Времена года», Чайковского, Вивальди;

- Подбор демонстративного материала по темам проекта;

- Подготовка материалов для блока по взаимодействию с родителями.

Декабрь

 

педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания

 

2 этап: Основной

1.Познавательное развитие (06.12.2021- 20.02.2022)

1.1

- Наблюдение: за изменениями зимней природы, погоды, во время прогулок: за солнцем, небом, силой ветра, снегом, живой природы и неживой, за красотой и богатством зимних красок;

- Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто, что делает зимой?», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Кто и как, где живет?» и т.д.

- Беседы: «Зима в Подмосковье», Что за праздник Новый год?»

 - Беседы по ОБЖ: «Осторожно, гололед», «Лед: когда он может быть опасным?»

- Рассматривание картин, с использованием компьютера, Н. Крылов «Зимний вечер», И. Шишкин «Зима».

- Исследовательская деятельность:

Опыт: «Превращение в воду», «Цветные, ледяные, мозаичные»;

- Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев»;

Декабрь

 

 

 Педагоги,

воспитанники

 

 

 

 

 

1.2

-Наблюдения:

- за изменениями зимней природы во время прогулок (см декабрь):

- за птицами;

- за деревьями, растущими на территории детского сада;

-Опыт – « Три состояния воды», «Вода- лед- вода»;

- Беседа – рассуждение: «Если хочешь быть здоровым - закаляйся»

- Беседа по ОБЖ: «Первая помощь при обморожении»;

-  Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «С какой ветки детки» ( про птиц)

Январь

 

Педагоги, воспитанники

 

1.3

Наблюдение:

(см декабрь, январь)

- за птицами и домашними животными;

- какие бывают следы на снегу

- Беседы: «Защитники Отечества», «О родах войск Российской Армии»

-Опыт  - «Лед легче воды»;

- Беседы с использованием планшета: «Отчего снег скрипит?», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит?»;

Февраль

Педагоги, воспитанники

 

2.Речевое развитие

2.1

Беседы и составление рассказов на тему: «Зима»

- Дидактические игры: «Разложи картинки», «Времена года»;

- Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»;

- «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Откуда идёт снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой» и т д.

- Чтение художественной литературы:

В.Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь» М.Пришвин «Этажи леса», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», - Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Морозко», «Снегурочка» и т.д.

- Зарубежная сказка: «Щелкунчик»;

- Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».

- Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».

- Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».

- Разучивание стихотворений «Белая береза» С.Есенина

Декабрь

 

Педагоги,

Воспитанники

 

 

 

 

 

2.2

Беседы с использованием планшета: «Жизнь диких животных зимой», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Отчего снег скрипит», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит»;

Чтение художественной литературы:

В.Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», С.Иванов «Каким бывает снег?»;

Русские народные сказки: «Заяц - хваста», «Снегурочка», «Мороз Иванович»;

Зарубежная сказка: «Снежная королева»; «Елка»

К. Ушинский «Четыре желания»;

Дж.Крюс «Снеговик на маскараде»;

- Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима», с использованием планшета;

-Рассказывание по теме «Мои зимние каникулы»;

Творческое рассказывание.

Январь

 

Педагоги,

Воспитанники

 

2.3

- Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц», В. Зотов «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», Н. Носов «На горке», Г. Скребицкий «На лесной полянке»;

- Русские народные и авторские  сказки по сезону. Драматизация. Разыгрывание отдельных сценок. Диалоговая и монологовая речь

-В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»;

- К. Ушинский «Проказы старухи - зимы»;

- Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима»;

- Дидактические игры: «Что из чего? (горка из снега-снежная и т.д), «Скажи наоборот». Тризовские игры на тему «Зима»;

- Творческое рассказывание из личного опыта: «Зимние забавы»

- Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко»,

Февраль

Педагоги,

Воспитанники

 

3.Социально- коммуникативное развитие

3.1

Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто, что делает зимой?» «Найди по следу» «Найди такую же снежинку», «Кто и как, где живет?» и т. д.

Наблюдение за трудом дворника; «Работа на участке, воспитатель, дети и родители, если есть возможность;

- Постройка из снега. Конкурс снежных построек;

- Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»;

Декабрь

 

Педагоги,

воспитанники,

дворник детского сада.

 

3.2

- Дидактические игры: «Разведчики», «Угадай, на что похожи?»(узоры на окнах), «Кто что делает зимой»,  «Найди такую же снежинку»;

- Наблюдение за трудом дворника;

- Заготовка корма для птиц

-  Кормление, птиц, дополнительной едой, (сало, шишки);

- Окучивание» снегом деревьев;

- Расчистка дорожек от снега во время прогулки;

- Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега;

- На прогулке совместно с воспитателем собирать снег и создать  снеговиков;

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Выложи из мозаики свою снежинку»;

Сюжет - ролевая игра: «Мы путешествуем в горы», «Прощание с елочкой до следующего года»;

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?»;

Январь

 

Педагоги,

Воспитанники,

Музыкальный руководитель.

 

3.3

Дидактические игры: «Найди по следу», «Разведчики», «Покормите зимующих птиц», «Что сначала, что потом?»;

Совместная деятельность;

-  Заготовка корма для птиц;

-  «Окучивание» снегом деревьев;

-  Расчистка дорожек от снега во время прогулки;

- На прогулке совместно с воспитателем собирать снег  для построения горки» - Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник?»;

- Беседа по ОБЖ: «Что делать, чтобы не замерзнуть?»;

- Дидактические игры: «Где снежинки», «Четвертый лишний»;

- Сюжетно-ролевая игра: «У нас гости из Лапландии», «Цирк»

Февраль

Педагоги,

Воспитанники

Родители.

 

4. Художественно- эстетическое развитие

4.1

- Проведение досуга «Здравствуй, гостья Зима!»

- Рисование: «Деревья в инее», «Снежная семья», «Зима» и т д.

- Аппликация: Изготовление новогодней открытки, сюжетная аппликация, коллективная работа;

- Лепка:  «Зимние  поделки»,

- Конструирование: «Снеговик из бумажных полосок», «Новогодние игрушки»;

- Свободное творчество- лепка на тему, зима,  и его обитателей;

- участие в конкурсе и выставке на городском уровне «Чудеса Рождества»,

 участие в благотворительной акции «Рождественский подарок»,

- Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Масленица»;

- Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем; - Представление в подготовительной группе «В гостях у снежной королевы»,

- Просмотр мультфильма «Щелкунчик»

Декабрь

 

Педагоги,

Воспитанники,

Музыкальный руководитель,

Старший воспитатель.

Педагог

Подготовительной

Группы и дети.

 

 

 

 

 

 

 

4.2

-Кружок «Родничок» Рождественская сказка «Свет Веры, Надежды, Любови»;

-Народные хороводные игры «Что нам нравиться зимой»

-Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», К. Юон «Зима в лесу» -Просмотр сказки Бр.Гримм «Госпожа Метелица»;

-Просмотр мультфильмов «Зимние сказки», «Таежная сказка»;

- Презентация «Снежинка» (выступление детей с сообщением);

- Выставка книг о зиме, в группе;

- Загадки о зимних явлениях в природе;

- Пословицы и поговорки о зиме;

- Рисование: «Зимняя ночь»;

- Аппликация: «Узор на зимней шапке»;

- Лепка: «Снегири и синички»;

- Конструирование: «Елочки»;

- Свободное творчество - рисование по замыслу по теме «зима»;

- Народные хороводные игры «Метелица»;

- Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем;

- Разучивание стихотворений «Первый снег» Е.  Трутнева;

- Слушание музыкальных произведений «Вальс белых хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

- Рассматривание картин К. Юон «Русская зима», И. Грабарь «Февральская лазурь»;

Январь

 

Педагоги,

Воспитанники,

Музыкальный руководитель

 

4.3

- Выставка книг о зиме;

- Загадки о зимних явлениях в природе;

- Пословицы и поговорки о зиме;

- Рисование: «Снежинки- балерины», «Весело качусь я под гору в сугроб», «Морозные узоры»

- Аппликация: «Заснеженный дом»;

- Подарок на 23 февраля для пап и дедушек,

- Участие в акции «Подарки к 23 февраля и 8 марта для ветеранов города»

- Лепка: «Зимушка- зима»;

- Конструирование: «Елочка нарядная», «Снеговик»;

- Свободное творчество- изготовление снежинок, раскрашивание журналов, для раскрашивания, «Гжель»;

- Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица»;

- «Что нам нравится зимой?»;

- Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем;

- Разучивание стихотворений: И. Суриков «Вот моя деревня…»

- Слушание музыкальных произведений, на тему «Зима и «Скоро, Весна»;

- Досуг к 23 февраля

Февраль

Педагоги,

Воспитанники,

Музыкальный руководитель

 

5. Физическое развитие

5.1

- Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица»,

-Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

-П/и «Зайцы и волк», «Снежинки и ветер»,

-Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой»,

- Игры и эстафеты: «Кто быстрее украсит елочку?»

- П/и: «Заморожу», «Снежки»;

Декабрь

 

Инструктор физического воспитания, воспитанники, педагоги, музыкальный

руководитель.

 

5.2

Спортивное развлечение: «Зимние радости», совместно, с преподавателем, физвоспитания.

- Игровая ситуация: «Как на тоненький ледок», «Изменилась температура…и что?», дыхательная гимнастика «Ветерок», П/и: «Зайка» , «Два мороза», «Мороз красный нос»,

- Лыжи, санки и коньки – игровые упражнения

Январь

 

Педагоги,

Воспитанники

 

5.3

Дыхательная гимнастика «Дует ветер»; - Зимний спортивный праздник, «День защитника  Отечества»;

- Игры на свежем воздухе;

-Олимпийские игры в Пекине- болеем за наших! – спортивно- познавательные мероприятия

 

Февраль

Инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, воспитанники, педагоги, старший воспитатель

6. Взаимодействие с родителями

6.1

- Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Одежда ребенка на зимней прогулке».

- Творческие конкурсы:  «Рождественская звезда», «Рождественское чудо», «Символ года – 2022»;

- Подборка стихов для разучивания с детьми дома.

- Организация выставок детских работ.

- Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению кормушек для птиц. Участие в акции «Покормите птиц зимой»

- Предложить принести корм для подкормки птиц.

- Папки-передвижки «Зима», «Новый год для детей», «Как устроить праздник?»

Декабрь

 

Педагоги,

Родители, воспитанники,

Старший воспитатель.

 

 

 

6.2

Консультации для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной»,

В беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период;

- Организация выставок детских работ;

- Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Зимние подвижные игры»;

- Конкурс снежных построек

Январь

 

Педагоги, родители, воспитанники

6.3

- Консультации для родителей: «Как заботиться о здоровье зимой?»;

- Творчество детей и родителей на тему «Зимушка- Зима»;

- Организация выставок детских работ;

- Папки- передвижки , «Это интересно знать», «Зимние приметы»;

-Конкурс «Книжка - сказка»;

- Приглашаем пап  и дедушек на 23 февраля

Февраль

Родители,

Воспитанники,

Педагоги группы и ДОУ,

 Старший воспитатель

 

3 этап  Заключительный (21-28 февраля 2022)

 

- Итоговое мероприятие «До свидания, Зима» или Развлечение «Заглянула Зима в детский сад попрощаться»

- «Зимние стихи» (конкурс выразительного чтения стихотворений о зиме);

- Выставка рисунков «Зимушка - зима»

- Презентация проекта перед родителями и воспитанниками; представление проекта на педсовещании в ДОУ.

Февраль

Родители,

Воспитанники

Педагоги, Старший воспитатель

         

 

Результаты проекта:

 В реализации проекта приняло участие 19 воспитанников,  25 членов семей  

Детям всегда нравиться время года «Зима», это и санки, и крепости, и постройки, и многое другое, но когда, мы провели много, разнообразных мероприятий. У детей повысился процент знаний детей со средним и высоким уровнем познавательного интереса. Сформированы разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период: приобрели новый познавательный опыт -  научились сравнивать времена года, виды спорта, рассуждать, делать выводы, строить сложные предложения. Хорошо усвоили, что время года Зима, насколько прекрасна, но так же опасна (гололед, сугробы, метели, низкие температуры, проруби и т. д.! Детям понравилось заботиться о братьях наших меньших, вместе с родителями изготовили кормушки развесили, кормили птиц, «окучивали», корни деревьев снегом, что бы не замерзли и много всего интересного! Активное участие в проекте приняли родители, они стали активными участниками всех конкурсов и выставок, досугов и спортивных состязаний.

Фотоотчет