"Зимушка-зима"
Актуальность: Проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в МАДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного наблюдение за природой. Беседы на разную тематику (разговоров с педагогами, с родителями) Именно поэтому, можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Вид проекта: Познавательно - творческий.
Срок реализации: долгосрочный (01.12.2021 г -28.02.2022)
Цель: сформировать в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, приметах, использование художественного слова, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние природы); об особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период;
- развитие познавательной активности, творческих способностей детей, воображения, логического мышления, умение замечать изменения в природе, коммуникативные качества;
-укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных;
- формирование совместной деятельности, родители и дети;
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, старший воспитатель.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; повышение познавательной активности;
-Вызвать желание помогать птицам в зимний период;
- Содействовать сотрудничеству, родителей и воспитанников, во время проектной деятельности.
- Оформление группы в зимней тематике и к Новому году;
- Проведение досуга «Здравствуй, гостья Зима!»
- Проведение новогоднего праздника;
- Проведение спортивно- музыкального досуга «23 февраля- день защитника Отечества»
Взаимодействие с родителями:
- Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте
- Подготовка материалов для консультаций родителей по темам проекта,
- Участие в конкурсах, выставках акциях,
- Подготовка к проведению праздничных и досуговых мероприятий, спортивных играх.
- Организация участия родителей в совместной работе по расчистке снега на прогулочной площадке и участию в конкурсе снежных построек.
№ |
Форма организации/тема
|
сроки
|
Участники: . |
|
1 этап: Подготовительный (01-05 декабря 2021) |
||||
|
Планирование проекта; -Анализ предметно-развивающей среды в группе; - Подбор методической литературы; -Информирование всех участников проекта, создание творческой инициативной группы; - Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий; - Подборка классической музыки: «Времена года», Чайковского, Вивальди; - Подбор демонстративного материала по темам проекта; - Подготовка материалов для блока по взаимодействию с родителями. |
Декабрь
|
педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания |
|
2 этап: Основной |
||||
1.Познавательное развитие (06.12.2021- 20.02.2022) |
||||
1.1 |
- Наблюдение: за изменениями зимней природы, погоды, во время прогулок: за солнцем, небом, силой ветра, снегом, живой природы и неживой, за красотой и богатством зимних красок; - Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто, что делает зимой?», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Кто и как, где живет?» и т.д. - Беседы: «Зима в Подмосковье», Что за праздник Новый год?» - Беседы по ОБЖ: «Осторожно, гололед», «Лед: когда он может быть опасным?» - Рассматривание картин, с использованием компьютера, Н. Крылов «Зимний вечер», И. Шишкин «Зима». - Исследовательская деятельность: Опыт: «Превращение в воду», «Цветные, ледяные, мозаичные»; - Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев»; |
Декабрь
|
Педагоги, воспитанники
|
|
1.2 |
-Наблюдения: - за изменениями зимней природы во время прогулок (см декабрь): - за птицами; - за деревьями, растущими на территории детского сада; -Опыт – « Три состояния воды», «Вода- лед- вода»; - Беседа – рассуждение: «Если хочешь быть здоровым - закаляйся» - Беседа по ОБЖ: «Первая помощь при обморожении»; - Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «С какой ветки детки» ( про птиц) |
Январь
|
Педагоги, воспитанники
|
|
1.3 |
Наблюдение: (см декабрь, январь) - за птицами и домашними животными; - какие бывают следы на снегу - Беседы: «Защитники Отечества», «О родах войск Российской Армии» -Опыт - «Лед легче воды»; - Беседы с использованием планшета: «Отчего снег скрипит?», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит?»; |
Февраль |
Педагоги, воспитанники
|
|
2.Речевое развитие |
||||
2.1 |
Беседы и составление рассказов на тему: «Зима» - Дидактические игры: «Разложи картинки», «Времена года»; - Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»; - «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Откуда идёт снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой» и т д. - Чтение художественной литературы: В.Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь» М.Пришвин «Этажи леса», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», - Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Морозко», «Снегурочка» и т.д. - Зарубежная сказка: «Щелкунчик»; - Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима». - Рассказывание из личного опыта «Игры зимой». - Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза». - Разучивание стихотворений «Белая береза» С.Есенина |
Декабрь
|
Педагоги, Воспитанники
|
|
2.2 |
Беседы с использованием планшета: «Жизнь диких животных зимой», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Отчего снег скрипит», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит»; Чтение художественной литературы: В.Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», С.Иванов «Каким бывает снег?»; Русские народные сказки: «Заяц - хваста», «Снегурочка», «Мороз Иванович»; Зарубежная сказка: «Снежная королева»; «Елка» К. Ушинский «Четыре желания»; Дж.Крюс «Снеговик на маскараде»; - Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима», с использованием планшета; -Рассказывание по теме «Мои зимние каникулы»; Творческое рассказывание. |
Январь
|
Педагоги, Воспитанники
|
|
2.3 |
- Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц», В. Зотов «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», Н. Носов «На горке», Г. Скребицкий «На лесной полянке»; - Русские народные и авторские сказки по сезону. Драматизация. Разыгрывание отдельных сценок. Диалоговая и монологовая речь -В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; - К. Ушинский «Проказы старухи - зимы»; - Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима»; - Дидактические игры: «Что из чего? (горка из снега-снежная и т.д), «Скажи наоборот». Тризовские игры на тему «Зима»; - Творческое рассказывание из личного опыта: «Зимние забавы» - Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», |
Февраль |
Педагоги, Воспитанники
|
|
3.Социально- коммуникативное развитие |
||||
3.1 |
Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто, что делает зимой?» «Найди по следу» «Найди такую же снежинку», «Кто и как, где живет?» и т. д. Наблюдение за трудом дворника; «Работа на участке, воспитатель, дети и родители, если есть возможность; - Постройка из снега. Конкурс снежных построек; - Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»; |
Декабрь
|
Педагоги, воспитанники, дворник детского сада.
|
|
3.2 |
- Дидактические игры: «Разведчики», «Угадай, на что похожи?»(узоры на окнах), «Кто что делает зимой», «Найди такую же снежинку»; - Наблюдение за трудом дворника; - Заготовка корма для птиц - Кормление, птиц, дополнительной едой, (сало, шишки); - Окучивание» снегом деревьев; - Расчистка дорожек от снега во время прогулки; - Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега; - На прогулке совместно с воспитателем собирать снег и создать снеговиков; Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Выложи из мозаики свою снежинку»; Сюжет - ролевая игра: «Мы путешествуем в горы», «Прощание с елочкой до следующего года»; Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?»; |
Январь
|
Педагоги, Воспитанники, Музыкальный руководитель.
|
|
3.3 |
Дидактические игры: «Найди по следу», «Разведчики», «Покормите зимующих птиц», «Что сначала, что потом?»; Совместная деятельность; - Заготовка корма для птиц; - «Окучивание» снегом деревьев; - Расчистка дорожек от снега во время прогулки; - На прогулке совместно с воспитателем собирать снег для построения горки» - Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник?»; - Беседа по ОБЖ: «Что делать, чтобы не замерзнуть?»; - Дидактические игры: «Где снежинки», «Четвертый лишний»; - Сюжетно-ролевая игра: «У нас гости из Лапландии», «Цирк» |
Февраль |
Педагоги, Воспитанники Родители.
|
|
4. Художественно- эстетическое развитие |
||||
4.1 |
- Проведение досуга «Здравствуй, гостья Зима!» - Рисование: «Деревья в инее», «Снежная семья», «Зима» и т д. - Аппликация: Изготовление новогодней открытки, сюжетная аппликация, коллективная работа; - Лепка: «Зимние поделки», - Конструирование: «Снеговик из бумажных полосок», «Новогодние игрушки»; - Свободное творчество- лепка на тему, зима, и его обитателей; - участие в конкурсе и выставке на городском уровне «Чудеса Рождества», участие в благотворительной акции «Рождественский подарок», - Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Масленица»; - Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем; - Представление в подготовительной группе «В гостях у снежной королевы», - Просмотр мультфильма «Щелкунчик» |
Декабрь
|
Педагоги, Воспитанники, Музыкальный руководитель, Старший воспитатель. Педагог Подготовительной Группы и дети.
|
|
4.2 |
-Кружок «Родничок» Рождественская сказка «Свет Веры, Надежды, Любови»; -Народные хороводные игры «Что нам нравиться зимой» -Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», К. Юон «Зима в лесу» -Просмотр сказки Бр.Гримм «Госпожа Метелица»; -Просмотр мультфильмов «Зимние сказки», «Таежная сказка»; - Презентация «Снежинка» (выступление детей с сообщением); - Выставка книг о зиме, в группе; - Загадки о зимних явлениях в природе; - Пословицы и поговорки о зиме; - Рисование: «Зимняя ночь»; - Аппликация: «Узор на зимней шапке»; - Лепка: «Снегири и синички»; - Конструирование: «Елочки»; - Свободное творчество - рисование по замыслу по теме «зима»; - Народные хороводные игры «Метелица»; - Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем; - Разучивание стихотворений «Первый снег» Е. Трутнева; - Слушание музыкальных произведений «Вальс белых хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; - Рассматривание картин К. Юон «Русская зима», И. Грабарь «Февральская лазурь»; |
Январь
|
Педагоги, Воспитанники, Музыкальный руководитель
|
|
4.3 |
- Выставка книг о зиме; - Загадки о зимних явлениях в природе; - Пословицы и поговорки о зиме; - Рисование: «Снежинки- балерины», «Весело качусь я под гору в сугроб», «Морозные узоры» - Аппликация: «Заснеженный дом»; - Подарок на 23 февраля для пап и дедушек, - Участие в акции «Подарки к 23 февраля и 8 марта для ветеранов города» - Лепка: «Зимушка- зима»; - Конструирование: «Елочка нарядная», «Снеговик»; - Свободное творчество- изготовление снежинок, раскрашивание журналов, для раскрашивания, «Гжель»; - Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица»; - «Что нам нравится зимой?»; - Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем; - Разучивание стихотворений: И. Суриков «Вот моя деревня…» - Слушание музыкальных произведений, на тему «Зима и «Скоро, Весна»; - Досуг к 23 февраля |
Февраль |
Педагоги, Воспитанники, Музыкальный руководитель
|
|
5. Физическое развитие |
||||
5.1 |
- Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица», -Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку» -П/и «Зайцы и волк», «Снежинки и ветер», -Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», - Игры и эстафеты: «Кто быстрее украсит елочку?» - П/и: «Заморожу», «Снежки»; |
Декабрь
|
Инструктор физического воспитания, воспитанники, педагоги, музыкальный руководитель.
|
|
5.2 |
Спортивное развлечение: «Зимние радости», совместно, с преподавателем, физвоспитания. - Игровая ситуация: «Как на тоненький ледок», «Изменилась температура…и что?», дыхательная гимнастика «Ветерок», П/и: «Зайка» , «Два мороза», «Мороз красный нос», - Лыжи, санки и коньки – игровые упражнения |
Январь
|
Педагоги, Воспитанники
|
|
5.3 |
Дыхательная гимнастика «Дует ветер»; - Зимний спортивный праздник, «День защитника Отечества»; - Игры на свежем воздухе; -Олимпийские игры в Пекине- болеем за наших! – спортивно- познавательные мероприятия
|
Февраль |
Инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, воспитанники, педагоги, старший воспитатель |
|
6. Взаимодействие с родителями |
||||
6.1 |
- Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Одежда ребенка на зимней прогулке». - Творческие конкурсы: «Рождественская звезда», «Рождественское чудо», «Символ года – 2022»; - Подборка стихов для разучивания с детьми дома. - Организация выставок детских работ. - Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению кормушек для птиц. Участие в акции «Покормите птиц зимой» - Предложить принести корм для подкормки птиц. - Папки-передвижки «Зима», «Новый год для детей», «Как устроить праздник?» |
Декабрь
|
Педагоги, Родители, воспитанники, Старший воспитатель.
|
|
6.2 |
Консультации для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной», В беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период; - Организация выставок детских работ; - Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Зимние подвижные игры»; - Конкурс снежных построек |
Январь
|
Педагоги, родители, воспитанники |
|
6.3 |
- Консультации для родителей: «Как заботиться о здоровье зимой?»; - Творчество детей и родителей на тему «Зимушка- Зима»; - Организация выставок детских работ; - Папки- передвижки , «Это интересно знать», «Зимние приметы»; -Конкурс «Книжка - сказка»; - Приглашаем пап и дедушек на 23 февраля |
Февраль |
Родители, Воспитанники, Педагоги группы и ДОУ, Старший воспитатель |
|
3 этап Заключительный (21-28 февраля 2022) |
||||
|
- Итоговое мероприятие «До свидания, Зима» или Развлечение «Заглянула Зима в детский сад попрощаться» - «Зимние стихи» (конкурс выразительного чтения стихотворений о зиме); - Выставка рисунков «Зимушка - зима» - Презентация проекта перед родителями и воспитанниками; представление проекта на педсовещании в ДОУ. |
Февраль |
Родители, Воспитанники Педагоги, Старший воспитатель |
|
Результаты проекта:
В реализации проекта приняло участие 19 воспитанников, 25 членов семей
Детям всегда нравиться время года «Зима», это и санки, и крепости, и постройки, и многое другое, но когда, мы провели много, разнообразных мероприятий. У детей повысился процент знаний детей со средним и высоким уровнем познавательного интереса. Сформированы разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период: приобрели новый познавательный опыт - научились сравнивать времена года, виды спорта, рассуждать, делать выводы, строить сложные предложения. Хорошо усвоили, что время года Зима, насколько прекрасна, но так же опасна (гололед, сугробы, метели, низкие температуры, проруби и т. д.! Детям понравилось заботиться о братьях наших меньших, вместе с родителями изготовили кормушки развесили, кормили птиц, «окучивали», корни деревьев снегом, что бы не замерзли и много всего интересного! Активное участие в проекте приняли родители, они стали активными участниками всех конкурсов и выставок, досугов и спортивных состязаний.