Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 "СВЕТЛЯЧОК"

« Назад

Путешествие по сказкам  28.01.2020 00:00

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В век компьютерных технологий, прогресса, занятости родителей очень часто мы сталкиваемся с тем, что наши дети, к сожалению, меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою»

Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей. А кто как не взрослый – педагоги и родители должны ввести ребенка в этот удивительный мир сказок.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Так же проблема еще и в том, что родители подчас упускают уникальную возможность приобщать своего ребенка к чудесному, волшебному миру сказок.

Проект поможет достичь родителям позитивной открытости по отношению к детскому саду, детям. Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей родителей и педагогов.

 

Цель:

  • развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
  • формирование способности анализировать поступки героев сказки, проецируя их на реальные жизненные ситуации
  • воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
  • раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей

Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи:

Задачи для педагогов:

Образовательные:

- Учить узнавать сказки, передавать их содержание

- Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;

- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.

Развивающие:

- развивать интерес к книгам, потребность в чтении сказок;

- Развивать коммуникативные навыки и совершенствовать художественно-речевую деятельность

- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- Развивать воображение, фантазию, мышление;

- Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитывающие:

- Воспитывать уважение и любовь к сказкам;

- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;

- Воспитание бережного отношения к книгам.

Задачи для родителей:

- прививать детям любовь к сказкам;

- поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;

- организовывать просмотр мультфильмов по сказкам;

- проводить этические беседы по сказкам;

- поддерживать педагогов в проведении проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов деятельности.

Развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к народным сказкам.

Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, в частности нравственные представления о социальной модели и эталоне отношения к миру и взаимоотношениях в обществе, умение анализировать собственные поступки и проводить причинно-следственные связи. Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки».

Разработка конспектов занятий по теме «Сказка».

Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).

 

 

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

 

Название проекта

Вид и тип  проекта

Участники

Возраст

детей

Продукты деятельности

Сроки реализации проекта

 

 

«Путешествие по сказкам»

Познавательно-творческий;

 

Среднесрочный;

 

Групповой.

Дети;

Воспитатели; Родители;

Специалисты ДОУ.

 

Руководитель проекта:

Берсанова Марина Хусеновна

 

5-6 лет

Творческие индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и педагогов.

Создание красочного макета по мотивам русских народных сказок для организации РППС

Фотовыставка.

 

 01.12.2019-20.12.2019

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы работы:

I этап. Ориентировочный:

1.  Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.

2.   Анализ пространственно-предметной среды группы.

3. Выявление уровня знания детьми народных сказок.

3.  Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II этап. Моделирующий:

1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы.

2. Разработка календарно-тематического плана проекта

3. Обсуждение проекта в творческой группе.

4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.

III этап. Деятельностный:

1. Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра.

2. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.

3. Составление планов специалистов по работе с детьми в рамках реализации проекта.

4.  Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.

IV этап. Оценочный:

1.  Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

2. Совместная работа по созданию макета сказки и фотовыставки.

Мероприятия

Возрастные группы ДОУ

Ответственные

Сроки реализации

 

  1. Работа с педагогами

 

 

1

Прослушивание песен из фильмов – сказок;

разучивание танцев из сказок;

составление попурри из песен.

кукольный театр по мотивам сказок

театрализованные постановки сюжетов сказки в досугах и праздниках

 

5-6 лет

 

Музыкальный руководитель

 

01.12.2019-20.12.2019

2

Проведение спортивных игр, аэробики с опорой на сказочные сюжеты и с участием сказочных персонажей.

5-6 лет

Инструктор по физкультуре

 

  1. Работа с детьми

 

 

1

 Социально-коммуникативное развитие.

Беседы: «Сказка ложь – да в ней намек», «В гостях у бабушки Загадушки»

Интегрированное занятие «В гостях у сказки». Сюжетно-ролевые игры: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Репка»

 

5-6

лет

 

 

 

 

Руководитель проекта: Берсанова М.Х.,  родители.

 

 

01.12.2019-20.12.2019

 

2

Познавательное развитие Беседа «Мир сказок»

Игра – путешествие «По следам сказок»

Игра-викторина «Знаешь ли ты сказки?»

Игра-исследование по сказке «Заюшкина избушка»

ФЭМП «В гостях у сказок»

 

 

 

 

Руководитель проекта: Берсанова М.Х.,  родители.

 

3

Физическое развитие. Спортивно-физкультурный досуг «Там, на неведомых дорожках»

Физическая культура «Построим новый теремок»

Физическая культура на воздухе «Сказочное путешествие»

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта: Берсанова М.Х., инструктор по ФИЗО, родители

4

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Зайчишка -  трусишка и храбришка»

Аппликация «Мой любимый мишка» (по сказке «Три медведя»).

Сюжетная лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок».

Конструированиеиз бумаги «Царевна-лягушка»

Интегрированная музыкальная деятельность «Сказочные песни».

Разучивание фольклорных элементов русских народных сказок

Просмотр отрывков из мультфильмов по народным сказкам:

 

Руководитель проекта: Берсанова М.Х.,родители, муз. руководитель.

01.12.2019-20.12.2019

 

  1. Работа с родителями

 

 

1

Изготовление костюмов и атрибутов к сказкам.

5-6

Берсанова М.Х, родительский комитет

01.12.2019-20.12.2019

2

Анкетирование родителей.

 

Берсанова М.Х,

3

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

 

Берсанова М.Х,

4

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

 

Берсанова М.Х, родительский комитет

5

Картотека для родителей «Русские народные подвижные игры».

 

Берсанова М.Х, родительский комитет

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки», Издательство Э, 2018г.
  2. Корольков В. «Мифы и легенды Древней Руси» (в картинках) (иллюстрированная энциклопедия), М.: «ЭКСМО», 2003г.;
  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. 
  2. Салагаева Л.М. «Объемные картинки: учебно-методическое пособие для школьников», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2008г.;
  3. Петрова И.М. «Объемная аппликация: учебно-методическое пособие», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004г.;
  4. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
  5. Ромашкова Е.И. «Веселый день рождения для детей», М.:«АСТ-ПРЕСС СКТ», 2006г.
  1. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
  2. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

 

 Интернет – ресурсы:

https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-skazki/

https://nukadeti.ru/skazki/russkie_narodnye

https://azbyka.ru/fiction/russkie-narodnye-skazki/

https://www.youtube.com/watch

https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura