« Назад"Как зимуют птицы" 01.03.2021 18:29ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В начале, мальчик из нашей группы и рассказал историю, о том как он увидел в окне у себя дома интересную и необычную на вид птичку. Об этом он рассказал всем ребятам, в группе и они стали спрашивать: почему не все птицы улетают в тепло? что же им кушать в такой холодный период? Так и появился мой проект Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей об образе жизни зимующих птиц и о посильной помощи человека в сохранении популяции птиц. Задачи проекта: 1. Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах. 2. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. 3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. 4. Формировать и развивать навыки творческой и коллективной работы. 5. Укрепление детско-родительских отношений посредством вовлечения родителей в образовательный процесс Ожидаемые результаты: для детей:
для родителей:
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этапы работы: I этап. Подготовительный 1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели. 2. Анализ и оптимизация развивающей пространственно-предметной среды группы под тематику проекта 3. Подборка методического материала для реализации проекта 4. Разработка календарно-тематического планирования проекта 5. Взаимодействие с родителями по участию в реализации проекта, составление рекомендаций. II этап. Основной 1. Внедрение проекта в образовательный процесс 2. Организованная образовательная деятельность по тематике проекта. III этап. Итоговый: 1. Подведение итогов проекта, создание выставки продуктов проекта «Кормушки для зимующих» Викторина Календарно-тематический план реализации проекта (основных мероприятий)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ:
Консультация для родителей в рамках проекта «Чтобы зимние прогулки проводились с пользой…» Подготовила: воспитатель Симонова Т.Н. В зимнее время года мало времени уделяется прогулкам с детьми. Причины бывают разные, одни говорят, что зимой холодно и скучно, а другие, что нет возможности и времени выбраться за город в лес, для того чтобы с пользой провести время. Но деревья, птиц, белок – всё это можно найти рядом с домом, в ближайшем парке, сквере. Предложите детям прислушаться, присмотреться, задуматься. Вы заметите, что в ходе наблюдений дети могут установить связь между природными явлениями: например, сосульки и капель с крыш связаны с резкими перепадами температуры. Например, работая с детьми в данное время по проекту «Птицы зимой» рекомендую вам понаблюдать за жизнью птиц, которые остались зимовать. Понаблюдайте за этими птицами и увидите много интересного. Обратите внимание на окраску оперения птиц. Снегирь - самый заметный щёголь, у него ярко- красная грудка. У синички - жёлтая, с чёрным галстуком, голову её украшает чёрная шапочка. Выделяются на белом снегу чёрно – серые вороны, серые воробьи, чёрные галки. Внимательно понаблюдайте за их повадками. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам деревьев в поисках насекомых, которых даже зимой ухитряются достать своим острым клювом из под коры. Если синичка найдёт крупное зёрнышко, то она долбит его, зажав в лапках, а вот снегирь легко разбивает крупное семя своим могучим клювом. Воробьи – очень шумные, весёлые, дерутся из - за корма, а иногда они молча сидят на ветках деревьев нахохлившись. Это им холодно, они так греются. Ребёнку очень понравиться возможность понаблюдать за птицами. Он сразу заметит, что одни птицы храбрые, другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны. Объясните детям, что птицам, которые остались зимовать не сладко, ведь добраться до корма непросто - он часто бывает скрыт под снегом. Птиц нужно подкармливать. Смастерите вместе с ребёнком кормушку для птиц и покормите их. Насыпая в кормушку корм, посмотрите, какие птицы сегодня к ней прилетели, а какие прилетали вчера, когда был насыпан другой корм. Общение с живой природой даёт ребёнку более яркие впечатления, чем иллюстрированная книга с картинками или мультфильмы. Зимой обратите внимание на красоту зимней природы, на следы птиц. Лучшее лакомство – это подсолнечные семечки, но можно насыпать крупу (пшено, просо ), крошки хлеба. Синичек побаловать кусочками не солёного сала, только его нужно подвесить на ниточке к веткам деревьев. Подкармливая птиц, вы не только сможете с ребёнком наблюдать за ними, но и сделаете доброе и нужное дело, зимой сытая птица никогда не замёрзнет от холода. Наблюдая за птицами, поиграйте в игру «Птицы». Дети с удовольствием будут имитировать голоса и движения птиц. Загадывайте детям загадки о птицах, разучивайте стихи , скороговорки и т.д. Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Птицы - первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца. Закон об охране и использовании животного мира запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся и хищные птицы. Редкие виды птиц охраняются в заповедниках. Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена. Привлечение птиц поближе к полям, садам и огородам положительно сказывается на урожае. Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники — укрытия для гнезд. Зима - трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу. Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках. Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение. Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников! Родителям рекомендуется:
Задайте ребенку вопросы:
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы (досуг) № 11 Тема: «Викторина» Викторина для детей подготовительной группы «Зимующие птицы». Цель: Сформировать представления о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Задачи: Обучающие: Расширять и закреплять знания детей о птицах. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями. Развивающие: .Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение. Развивать связную речь. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. Развивать умение слушать ответы друг друга. Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить. Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой. Продолжать воспитывать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой. Воспитывать у детей умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, командный дух. Оборудование: иллюстрации, изображающие различных птиц, карточки с птичьей едой, карточки букв, картинки лабиринтов, материал для изготовлении эко-кормушки (зёрна подсолнечника, овса, проса, кукурузы, пшена, орехи, замороженная клюква, рябина изюм, грамоты для победителей, магнитная доска, медальки с изображением птиц на каждого ребёнка, разрезные картинки птиц, магнитофон. ХОД: Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы предлагаем вам игру – викторину. А на какую тему будет эта игра, вы узнаете, если отгадаете загадку. «Различаемся мы цветом Встретишь нас зимой и летом, Если крыльями взмахнём, Будем в небе голубом. Нас зимою покормите Дети кто мы? Назовите» Воспитатель: Правильно, это птицы. Сегодня мы проведём необычную игру, на тему «Зимующие птицы». Вы уже много знаете о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Воспитатель:А наши команды сегодня будут: команда девочек -«Синички» и команда мальчиков- «Воробушки» (детям раздаются медальки с птицами воробья и синички).Итак, команды занимайте свои места. Для начала нам надо выбрать жюри, (вызываются члены жюри). За каждый правильный ответ команды получают по одной жетону. Приветствие команд: Команда «Воробушки»: Команда «Синички» Воспитатель: 1. Конкурс «Разминка» (каждой команде загадываются загадки поочередно) Во дворе я — королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона) Хоть я не молоток — По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел) Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица — почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь) Я вчера гулял в пургу, Видел веточку в снегу, А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (Снегирь) Мерзнет желтенькая пташка, Накорми ее, бедняжку. Дай и семечек, и сала, Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка) Вот пернатый городской, Всюду жмется к людям. Мы голодною зимой С ним делиться будем, Просит серый озорник: «Дайте хлеба крошку! Я устал, чирик-чирик, И замерз немножко!» (Воробей) Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова) Непоседа птица эта, Одного с березой цвета, Громко так стрекочет, Рассказать нам что-то хочет. (Сорока) 2. Конкурс «Собери картинку» (участвуют капитаны команд) Составляет из частей картинку птицы, название птицы и будет названием команды. Воспитатель:Следующий конкурс под названием: 3. «Чей хвост?» Командам раздаются птицы, а на другом столе лежат хвосты. Команды самостоятельно ищут «хозяина» хвоста и называют название птицы. Воспитатель: Молодцы! Переходим к следующему заданию. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. 4. Кто лишний? Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему. Голубь, дятел, лебедь, сова, сорока. Синица, ласточка, снегирь, клёст, воробей. Воспитатель:Следующее задание: 5. «Угадай по описанию» -Серенькая, маленькая, подвижная птичка. Эта птичка издаёт призывное " чив., чив. ", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.) - Эта птица крупная, у нее продолговатое туловище. Она ходит широкими шагами. Имеет крепкий клюв. Основной цвет оперения птицы черный. Ей нравится подбирать блестящие предметы. (Ворона.) - Эта птица имеет пестрое оперение. Эту птицу называют «лесным доктором». Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях белые пятна. (Дятел.) - Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве. Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. Птица носит снежное название. (Снегирь.) - Ловкая, суетливая птица. Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный, будто стрела. В народе про нее говорят, что она трещит. (Сорока.) - Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые. (Синица.) Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру «Птички –невелички» Музыкальная пауза: Текст песни «Ой, летали птички» 1. Вот летали птички, Дети бегают по залу и машут птички-невелички. ручками, как крылышками. Все летали, все летали крыльями махали. Все летали, все летали крыльями махали. 2. На дорожку сели, Присаживаются на корточки зернышек поели. и стучат пальчиком по полу. Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю. Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю. 3. Перышки почистим, Обеими ручками справа чтобы были чище. и слева отряхиваются. Вот так и вот так, чтобы были чище! Вот так и вот так, чтобы были чище! 4. Прыгаем по веткам, Прыгают, размахивая Чтоб сильней быть деткам. крылышками. Прыг-скок, прыг-скок Прыгаем по веткам. Прыг-скок, прыг-скок Прыгаем по веткам. Воспитатель: А сейчас объявляется конкурс для капитанов. Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду.И наш следующий конкурс называется: 6.«Кого, чем угостим?». Вам надо к каждой птице приложить ее любимую еду. Капитанам даются карточки птиц и карточки с птичьей едой. Воспитатель: Следующее задание надо из букв составить слово-название зимующей птицы. 8. «Составь слово». (Командам даются буквы для слов: ворона, сорока.) Побеждает команда, которая быстрей составит слово из букв. Воспитатель: А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора! Игра «Воробьи и синички» Играют 2 команды: «Воробушки» и «Синички». Они выстраиваются шеренгами спиной друг к другу. Заранее определяется, где у команды домик, куда игроки могут спрятаться. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например, значит, воробьи улетают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал, тогда вороны улетают, а воробьи их ловят. Воспитатель: И вот закончилась игра, вы все большие молодцы! Фотогалерея:
|