«С чего начинается Родина?»
Вид проекта: информационный, творческий, игровой.
Тип проекта: групповой.
Длительность проекта и сроки реализации: краткосрочный, период проведения 07.09-11.09.2020. (тема недели: Моя семья, мой детский сад, мой город.)
Место проведения: МАДОУ №9, г. Реутов.
Авторы: Шатурина Вера Николаевна, Мурадова Гюлнара Агакиримовна, воспитатели гр №5 МАДОУ №9 «Светлячок». Куратор: Купцова В.А., ст. воспитатель.
Актуальность: 4-5 лет- это возраст активного познания окружающего мира. и он является наиболее подходящим для формирования элементарных нравственно- патриотических чувств, развития духовности, обогащения эмоционально- чувственной сферы. В этот период важны воспитательные моменты, связанные с прохождением практик сопричастности к своей семье, близким, друзьям, детскому саду, месту проживания.
Проблема: Недостаточные знания детей по данной теме.
Цель: Формирование и расширение первичных представлений о природном и социальном мире.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представления о себе, семье, детском учреждении, месте, где мы живем.
- Обогащать эмоциональную сферу, через восприятие близкого окружения, красоты родной природы и родного края.
- Способствовать организации совместной деятельности воспитанников и родителей по данному направлению с целью повышения педагогических компетенций в вопросе развития у детей начал гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к малой родине.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги
Работа с педагогами:
- организация взаимодействия с другими педагогами группы и специалистами ДОУ (муз. руководителя, инструктором по ФИЗО, соц. педагогом, педагогом- психологом, зам по безопасности, ст. воспитателем и др.) по реализации проекта.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- выявление семей, желающих принять участие в реализации проекта.
- проведение консультаций по данной тематике.
- организация совместных мероприятий.
- участие семей воспитанников в различных мероприятиях по теме проекта.
Работа с детьми:
- проведение различных теоретических и практикоориентированных мероприятий: игр, бесед, занятий, досугов и др.
Ожидаемые результаты:
- Расширение представлений об образовательном учреждении, родном городе.
- Организация специальных культурных практик, способствующих освоению детьми социальных и культурных норм и правил.
- Вовлечение родителей в образовательно- воспитательный процесс и повышение педагогической компетенции в вопросах гражданского становления подрастающего поколения.
- Укрепление взаимодействия ДОУ, семей воспитанников, социума при решении вопросов, связанных с реализацией проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный. Подбор материалов, подготовка документации, составление плана реализации проекта, проведение организационной работы с сотрудниками и семьями воспитанников.
2 этап. Основной. Реализация основных мероприятий, направленных на работу с педагогами, воспитанниками, семьями воспитанников.
3 этап. Итоговый. Подведение итогов работы. Обобщение опыта работы. Проведение итоговых мероприятий с участием педагогов, воспитанников и членов их семей. Организация фотовыставки «Я, моя семья и родной город», участие в праздновании «Дня города».
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие |
|
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: - коммуникативная, - познания мира и самопознания, -игрового взаимодействия, -формирования поведения и отношения |
Рассматривание сюжетных картинок и плакатов. Беседы: «Я живу в г. Реутов», «Мое любимое место», «Куда можно пойти в выходной», «Мои друзья», «Что значит любить родителей?». С/р игры «Семья», «Мы приглашаем гостей…» Д/игры «Найди листочек с названного дерева», «Подбери пару». «Какие цветы растут во дворе нашего детского сада». Настольно- печатные игры: лото, пазлы, разрезные картинке по теме Упражнение: «О чем я говорю…» Наблюдения за трудом взрослых в ДОУ, выполнение трудовых поручений. |
Познавательное развитие |
|
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: - познания мира и самопознания, - свободной детской деятельности, - коммуникативная |
Ознакомление с окружающим. Тема «Мой город» ФЭМП. Один- много. (закрепление материала на прогулке: лист и листья дерева) Рассматривание серии фотографий /картин «Улица», «Здания нашего города» Беседы: «Это мой дом, это моя улица», «Мой любимый? Детский сад…» Наблюдения на прогулке: «Дома вокруг нашего д/сада», «Деревья», «Изменения на участке нашего сада» Загадки о транспорте, предметах быта, мебели и игрушках (дома и в д/саду) С/р игры: «Детский сад», «Наш город строится» |
Речевое развитие |
|
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: - познания мира и самопознания, - коммуникативная, - свободной детской деятельности
|
Речевое развитие. Составление рассказов «Мне нравится в нашем городе…», «Мне нравится/не нравится в детском саду» Чтение худ. литературы: С. Михалков «Моя улица», РНС «Три медведя» Чтение и заучивание: Ю. Энтин «Про друзей» Беседа: «Праздники в нашем городе» Беседа по картине «Осень в парке» Речевая игра: «Да-нет» Дидактическая игра: «Назови ласково», «Кто лишний?», «еогда это бывает?» Артикуляционная гимнастика: «Как шуршат листья под ногами?», «Как топают ножки по дорожке?» |
Художественно- эстетическое развитие |
|
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: - познания мира и самопознания, -игрового взаимодействия, -формирования поведения и отношения, - свободной детской деятельности, - коммуникативная |
Аппликация: « Дом, в котором я живу» Лепка: «Русская березка» (барельеф) Рисование: «Российский триколор» самостоятельная деятельность: раскрашивание предметных картинок по теме проекта, рисование пальчиками «Праздничный салют». Строительная игра «Улица родного города» Игры с крупным строительным материалом или конструктором: «Строим детский сад», «Большой диван, чтоб уместилась вся семья (или все мои друзья)», «Стол и стулья для семейного чаепития» Музыка: Слушание «То березка, то рябина» Русская народная хоровая игра «Ходит Ваня» Игра –пляска «Веселый хоровод» Инсценировка- импровизация: «Мы вас в гости ждем» |
Физическое развитие |
|
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: -здорового образа жизни, - игрового взаимодействия, - коммуникативная |
Игры малой подвижности: «Попади в круг», «Ходим кругом, друг за другом» Подвижные игры: «К своему домику беги», «Найди себе пару (свою пару)» Дыхательные упражнения: «Подуем на шарик», «Охи-вздохи» Физкультминутки: «Выхожу из дома я…», «Мы по городу шагаем…» Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик дедушка...», «Дружная семья» Гимнастика после сна: «Просыпаемся - одеваемся» |
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: - познания мира и самопознания, -формирования поведения и отношения, - коммуникативная |
Информирование родителей о проекте. Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Информация для родительских уголков: «Отмечаем День города» Рекомендовать родителям: -посетить с детьми парковые зоны города (пруд, парк у площади В. Челомея и др. зоны отдыха) - провести целевые прогулки по близлежащим улицам возле своего дома и ДОУ, обратить внимание на достопримечательности города (колокол- символ города, мемориал воинской славы, спортшкола (здание 1888г постройки) и др.) Предложить родителям принять участие: - в оформлении фотовыставки - в праздновании дня города |
Литература:
1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В, Ахтян А.Г., Социально- нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет, М. Айрис –Пресс, 2009
2. Корепанова М.В, Полякова С.Н., Проектирование и организация культурных практик в детском саду, М., Бадасс, 2020
Приложения:
Приложение 1. Подборка материала по теме проекта для организации работы по ОО «Физическое развитие»
Приложение 2. Беседа «Я живу в г. Реутов»
Приложение 1.
Подборка материала по теме проекта для организации работы по ОО «Физическое развитие»
Игры малой подвижности:
«Попади в круг»
Описание игровых действий:
«Ходим кругом, друг за другом»
Описание игровых действий: Дети становятся в круг , в середине круга- ведущий.
Ходим кругом друг за другом. Дети идут по кругу
Эй, ребята не зевай, Останавливаются и смотрят на ведущего
Что нам (имя педагога или ребенка) покажет, Показ различных действий ведущим
Будем дружно повторять! Повторение действий детьми.
Подвижные игры:
«К своему домику беги»
Описание игровых действий: разложить круги разных цветов - это домики. Распределить детей, в каких домиках они живут по 3-4 человека. По команде воспитателя дети выходят (или выбегают) «на прогулку», затем по условному сигналу бегут к своему домику. Педагог помогает детям и дает положительную оценку .
«Найди себе пару (свою пару)»
Описание игровых действий:
1 вариант: дети свободно передвигаются по залу (площадке). По сигналу водящего нужно быстро найти себе пару.
2 вариант: В начале игры дети становятся в пары, затем разбегаются по залу. По сигналу водящего нужно найти свою пару.
Дыхательные упражнения:
«Подуем на шарик»
Описание: Детям предлагается подуть на воздушный свой шарик, чтобы он переместился в пространстве.
«Охи-вздохи»
Описание: Предложить детям вздохнуть (охнуть), как сказочный персонаж (волк, заяц, медведь и др.), или как члены семьи (бабушка, дедушка, мама, папа).
Физкультминутки:
«Выхожу из дома я…»
Описание:
Выхожу из дома я, - идут
Ждут меня уже друзья! - разводим руки в сторону
Вместе будет веселей, - улыбаемся, и машем руками
Делай с нами все смелей! - играем в «Ладушки»
С Леночкой – похлопаем, - хлопаем 3 раза
1,2,3!
Ножками потопаем! - топаем 3 раза
1,2,3!
С Ванею – попрыгаем! - прыгаем три раза
1,2,3!
С Димою- поприседаем. - приседаем три раза
1,2,3!
И все вместе поиграем! - снова играем в «Ладушки»
«Мы по городу шагаем»
Описание:
Мы по городу шагаем -идут, шагают,
То, что видим, называем:
Светофоры и машины -поворот головы влево,
Ярмарки и магазины -поворот вправо,
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты! -потянулись вверх - присели)
Пальчиковая гимнастика:
«Дружная семья»
Описание: Ребенок поочередно загибает пальчики, сначала на правой руке. Затем на левой руке, снова повторяя слова считалочки.
Это - дедушка,
Это - бабушка,
Это - папа,
Это - мама,
Это - я!
Наша дружная семья!
«Этот пальчик дедушка...»
Описание: Рука ребенка сжата в кулачок. Ребенок поочередно, начиная с большого пальчика, их разгибает под следующие слова:
Этот пальчик - дедушка, разгибает большой палец
Этот пальчик - бабушка, указательный
Этот пальчик - папочка, средний
Этот пальчик - мамочка, безымянный
Этот пальчик - это я, мизинец
Это вся моя семья! снова сжимает пальцы в кулачок.
«Гимнастика» после сна:
«Просыпаемся - одеваемся»
Описание игровых действий:
Дети на ковре имитируют процесс пробуждения и одевания, закрепляя порядок одевания на себя одежды. (Это можно желать по показу, подсказке педагога, а можно в виде импровизации)
Приложение 2.
Беседа
«Я живу в г. Реутов»
Предварительная работа: Подготовка фотовыставки «Я люблю мой город», мини- экскурсия вокруг ДОУ.
Оборудование: иллюстрации (город, село, несколько пейзажей, парк, презентация «Реутов – мой родной город», фотовыставка «Я люблю мой город».
Цель: закрепить знания детей о названии родного города, формировать патриотические чувства, уметь узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, познакомить со стихами о Родине, воспитывать чувство гордости за свой город.
По ходу всей беседы показываются слайды презентации.
Ход беседы.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Так уж повелось, что в сентябре мы отмечаем замечательный праздник «День нашего города».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации (город, село, несколько пейзажей городского и сельского типа) и отложить те из них, на которых изображен наш город Реутов.
Дети рассматривают и выбирают.
Воспитатель: Ребята, как вы догадались, что это город, а не село, не деревня?
Дети: В городе много домов, больших улиц; ездит транспорт, много людей, магазинов.
Воспитатель: Правильно. Место, где живут много людей, где много улиц и высотных зданий, развитая транспортная сеть, называется городом. Ребята, городов очень много, все разные. Каждый город имеет свое название. Например столица нашей Родины –это город Москва. А как называется город, в котором мы с вами живем.
Дети: Наш город называется Реутов.
Воспитатель: Правильно. Наш город называется Реутов. Он расположен вблизи нашей столицы г. Москвы. Нам в Москву даже ехать не надо, а стоит только перейти мост над кольцевой дорогой.
Ребята, а если мы живем в городе, то мы кто?
Дети: Мы жители города, горожане, реутовцы.
Воспитатель: Вы наверняка уже побывали с родителями во многих красивых уголках нашего города. Расскажите, где вы были с родителями и что видели интересного.
Ответы детей: Музей, ДК «Мир», Молодежный центр, стадион «Старт», парки, магазины…
Воспитатель: Да, в нашем городе есть достопримечательности. Мест для совместного отдыха с семьей. В нашем городе много школ и детских садов. Работают очень много магазинов.
Украшением нашего города являются и различные памятники и монументы. Так, красивым и памятным местом является монумент славы, где горит вечный огонь, стоит бронемашина, рядом часовня Георгия Победоносца и аллея героев, где стоят бюсты наших героев – земляков.
Очень красив памятник с изображением колокола – символа нашего города.
Возле ДК «Мир» стоит памятник В. Челомею, академику, который руководил нашим заводом НПО Машиностроения. А вы знаете, что делают, что изготовляют на этом предприятии? /О.Д./ Это предприятие самое главное в нашем городе, из-за его значимости для всей страны, наш город носит звание города – наукограда.
Наш город очень красивый и добрый. Здесь проживают люди разных национальностей
Ребята, какие хорошие слова можете сказать про наш город?
Дети: Красивый, чистый, зеленый, современный и т. д.
Воспитатель: Да, наш город действительно такой!
Наша беседа подходит к концу. В заключении мне бы хотелось сказать следующее. Любите и уважайте свой город, цените и никогда не забывайте. Ведь Реутов – это ваш родной город!
Чтение стихотворения (в сокращении) под слайд-шоу
«Мой Реутов», автор: Наталия Юрьевна Иванова
Конечно, есть у каждого из нас
Частица заповедная России,
Где растворяясь в бесконечной сини,
Благословляем каждый день и час.
У каждого есть место на Земле,
Где дышится всей грудью так привольно,
Что слезы появляются невольно,
А мир нам кажется и чище, и светлей.
Здесь в космос снаряжают корабли
И строят современные ракеты,
И будущего явные приметы
Районом новостроек пролегли.
И год от года я люблю сильней
Пруд небольшой, сиренью обрамленный,
В шуршании листвы берез и кленов,
В июньском пухе старых тополей.
И я иду аллеями в тиши,
Его дыханье чувствуя как будто.
Тебе отдам я, милый мой Реутов,
Все силы и движения души
Ты молодеешь, расцветая вновь,
Становишься уютнее и краше,
Ты – наша жизнь, судьба, ты - сердце наше,
Надежда наша, вера и любовь!
В заключении предложить детям в свободное время нарисовать свой любимый уголок Реутова.