Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 "СВЕТЛЯЧОК"

«С чего начинается Родина?»

«С чего начинается Родина?»

Вид проекта: информационный, творческий, игровой.

Тип проекта: групповой.

Длительность проекта и сроки реализации: краткосрочный, период проведения 07.09-11.09.2020. (тема недели: Моя семья, мой детский сад, мой город.)

Место проведения: МАДОУ №9, г. Реутов.

Авторы: Шатурина Вера Николаевна, Мурадова Гюлнара Агакиримовна, воспитатели гр №5 МАДОУ №9 «Светлячок». Куратор: Купцова В.А., ст. воспитатель.

Актуальность: 4-5 лет- это возраст активного познания окружающего мира. и он является наиболее подходящим для формирования элементарных нравственно- патриотических чувств, развития духовности, обогащения эмоционально- чувственной сферы. В этот период важны воспитательные моменты, связанные с прохождением практик сопричастности к своей семье, близким, друзьям, детскому саду, месту проживания.

Проблема: Недостаточные знания детей по данной теме.

Цель: Формирование и расширение первичных представлений о природном и социальном мире.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников представления о себе, семье, детском учреждении, месте, где мы живем.
  2. Обогащать эмоциональную сферу, через восприятие близкого окружения, красоты родной природы и родного края.
  3. Способствовать организации совместной деятельности воспитанников и родителей по данному направлению с целью повышения педагогических компетенций в вопросе развития у детей начал гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к малой родине.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги

Работа с педагогами:

- организация взаимодействия с другими педагогами группы и специалистами ДОУ (муз. руководителя, инструктором по ФИЗО, соц. педагогом, педагогом- психологом, зам по безопасности, ст. воспитателем и др.) по реализации проекта.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- выявление семей, желающих принять участие в реализации проекта.

- проведение консультаций по данной тематике.

- организация совместных мероприятий.

- участие семей воспитанников в различных мероприятиях по теме проекта.

Работа с детьми:

- проведение различных теоретических и практикоориентированных мероприятий: игр, бесед, занятий, досугов и др.

Ожидаемые результаты:

- Расширение представлений об образовательном учреждении, родном городе.

- Организация специальных культурных практик, способствующих освоению детьми социальных и культурных норм и правил.

- Вовлечение родителей в образовательно- воспитательный процесс и повышение педагогической компетенции в вопросах гражданского становления подрастающего поколения.

- Укрепление взаимодействия ДОУ, семей воспитанников, социума при решении вопросов, связанных с реализацией проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный. Подбор материалов, подготовка документации, составление плана реализации проекта, проведение организационной работы с сотрудниками и семьями воспитанников.

2 этап. Основной. Реализация основных мероприятий, направленных на работу с педагогами, воспитанниками, семьями воспитанников.

3 этап. Итоговый. Подведение итогов работы. Обобщение опыта работы. Проведение итоговых мероприятий с участием педагогов, воспитанников и членов их семей. Организация фотовыставки «Я, моя семья и родной город», участие в праздновании «Дня города».

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

- коммуникативная,

- познания мира и самопознания,

-игрового взаимодействия,

-формирования поведения и отношения

Рассматривание сюжетных картинок и плакатов.

Беседы: «Я живу в г. Реутов», «Мое любимое место», «Куда можно пойти в выходной», «Мои друзья», «Что значит любить родителей?».

С/р игры «Семья», «Мы приглашаем гостей…»

Д/игры «Найди листочек с названного дерева», «Подбери пару». «Какие цветы растут во дворе нашего детского сада».

Настольно- печатные игры: лото, пазлы, разрезные картинке по теме

Упражнение: «О чем я говорю…»

Наблюдения за трудом взрослых в ДОУ, выполнение трудовых поручений.

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

- познания мира и самопознания,

- свободной детской деятельности,

- коммуникативная

Ознакомление с окружающим. Тема «Мой город»

ФЭМП. Один- много. (закрепление материала на прогулке: лист и листья дерева)

Рассматривание серии фотографий /картин «Улица», «Здания нашего города»

Беседы: «Это мой дом, это моя улица», «Мой любимый? Детский сад…»

Наблюдения на прогулке: «Дома вокруг нашего д/сада», «Деревья», «Изменения на участке нашего сада»

Загадки о транспорте, предметах быта, мебели и игрушках (дома и в д/саду)

С/р игры: «Детский сад», «Наш город строится»

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

- познания мира и самопознания,

- коммуникативная,

- свободной детской деятельности

 

Речевое развитие. Составление рассказов «Мне нравится в нашем городе…», «Мне нравится/не нравится в детском саду»

Чтение худ. литературы: С. Михалков «Моя улица», РНС «Три медведя»

Чтение и заучивание: Ю. Энтин «Про друзей»

Беседа: «Праздники в нашем городе»

Беседа по картине «Осень в парке»

Речевая игра: «Да-нет»

Дидактическая игра: «Назови ласково», «Кто лишний?», «еогда это бывает?»

Артикуляционная гимнастика: «Как шуршат листья под ногами?», «Как топают ножки по дорожке?»

Художественно- эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

- познания мира и самопознания,

-игрового взаимодействия,

-формирования поведения и отношения,

- свободной детской деятельности,

- коммуникативная

Аппликация: « Дом, в котором я живу»

Лепка: «Русская березка» (барельеф)

Рисование: «Российский триколор»

самостоятельная деятельность: раскрашивание предметных картинок по теме проекта, рисование пальчиками «Праздничный салют».

Строительная игра «Улица родного города»

Игры с крупным строительным материалом или конструктором: «Строим детский сад», «Большой диван, чтоб уместилась вся семья (или все мои друзья)», «Стол и стулья для семейного чаепития»

Музыка: Слушание «То березка, то рябина»

Русская народная хоровая игра «Ходит Ваня»

Игра –пляска «Веселый хоровод»

Инсценировка- импровизация: «Мы вас в гости ждем»

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-здорового образа жизни,

- игрового взаимодействия,

- коммуникативная

Игры малой подвижности: «Попади в круг», «Ходим кругом, друг за другом»

Подвижные игры: «К своему домику беги», «Найди себе пару (свою пару)»

Дыхательные упражнения: «Подуем на шарик», «Охи-вздохи»

Физкультминутки: «Выхожу из дома я…», «Мы по городу шагаем…»

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик дедушка...», «Дружная семья»

Гимнастика после сна: «Просыпаемся - одеваемся»

 

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

- познания мира и самопознания,

-формирования поведения и отношения,

- коммуникативная

Информирование родителей о проекте.

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Информация для родительских уголков: «Отмечаем День города»

Рекомендовать родителям:

-посетить с детьми парковые зоны города (пруд, парк у площади В. Челомея и др. зоны отдыха)

- провести целевые прогулки по близлежащим улицам возле своего дома и ДОУ, обратить внимание на достопримечательности города (колокол- символ города, мемориал воинской славы, спортшкола (здание 1888г постройки) и др.)

Предложить родителям принять участие:

- в оформлении фотовыставки

- в праздновании дня города

Литература:

1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В, Ахтян А.Г., Социально- нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет, М. Айрис –Пресс, 2009

2. Корепанова М.В, Полякова С.Н., Проектирование и организация культурных практик в детском саду, М., Бадасс, 2020


Приложения:

Приложение 1. Подборка материала по теме проекта для организации работы по ОО «Физическое развитие»

 Приложение 2. Беседа «Я живу в г. Реутов»

 

Приложение 1.

 

Подборка материала по теме проекта для организации работы по ОО «Физическое развитие»

 

Игры малой подвижности:

«Попади в круг»

Описание игровых действий:

«Ходим кругом, друг за другом»

Описание игровых действий:  Дети становятся в круг , в середине круга- ведущий.

Ходим кругом друг за другом.                  Дети идут по кругу

Эй, ребята не зевай,                                                Останавливаются  и смотрят на ведущего

Что нам (имя педагога или ребенка) покажет,      Показ различных действий ведущим

Будем дружно повторять!                           Повторение действий детьми.

 

Подвижные игры:

«К своему домику беги»

Описание игровых действий: разложить круги разных цветов - это домики. Распределить детей, в каких домиках они живут по 3-4 человека. По команде воспитателя дети выходят (или выбегают) «на прогулку», затем по условному сигналу бегут к своему домику. Педагог помогает детям и дает положительную оценку .

«Найди себе пару (свою пару)»

Описание игровых действий

1 вариант: дети свободно передвигаются по залу (площадке). По сигналу водящего нужно быстро найти себе пару.

2 вариант: В начале игры дети становятся в пары, затем разбегаются по залу. По сигналу водящего нужно найти свою пару.

 

 

Дыхательные упражнения:

«Подуем на шарик»

Описание:  Детям предлагается подуть на воздушный свой шарик, чтобы он переместился в пространстве.

«Охи-вздохи»

Описание:  Предложить детям вздохнуть (охнуть), как сказочный персонаж (волк, заяц, медведь и др.), или как члены семьи (бабушка, дедушка, мама, папа).

 

Физкультминутки:

«Выхожу из дома я…»

Описание

Выхожу из дома я,                                                  - идут

Ждут меня уже друзья!                                           - разводим руки в сторону

Вместе будет веселей,                                            - улыбаемся, и машем руками

Делай с нами все смелей!                                       - играем в «Ладушки»

С Леночкой – похлопаем,                                      - хлопаем 3 раза                              

1,2,3!

Ножками потопаем!                                                - топаем 3 раза

1,2,3!

С Ванею – попрыгаем!                                           - прыгаем три раза

1,2,3!

С Димою- поприседаем.                                         - приседаем три раза

1,2,3!

И все вместе поиграем!                                          - снова играем в «Ладушки»

 

«Мы по городу шагаем»

Описание:

Мы по городу шагаем                                                                             -идут, шагают,

То, что видим, называем:

Светофоры и машины                                            -поворот головы влево,

Ярмарки и магазины                                              -поворот вправо,

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты!                                                 -потянулись вверх - присели)

 

 

Пальчиковая гимнастика:

«Дружная семья»

Описание:  Ребенок поочередно загибает пальчики, сначала на правой руке. Затем на левой руке, снова повторяя слова считалочки.

Это - дедушка,

Это - бабушка,

Это - папа,

Это - мама,

Это - я!

Наша дружная семья!

«Этот пальчик дедушка...»

Описание: Рука ребенка сжата в кулачок. Ребенок поочередно, начиная с большого пальчика, их разгибает под следующие слова:

Этот пальчик - дедушка,                 разгибает большой палец

Этот пальчик - бабушка,                 указательный

Этот пальчик - папочка,                 средний

Этот пальчик - мамочка,                 безымянный

Этот пальчик - это я,                       мизинец

Это вся моя семья!                           снова сжимает пальцы в кулачок.

 

«Гимнастика» после сна:

«Просыпаемся - одеваемся»

Описание игровых действий

Дети на ковре имитируют процесс пробуждения и одевания, закрепляя порядок одевания на себя одежды. (Это можно желать по показу, подсказке педагога, а можно в виде импровизации)

 

 

Приложение 2.

Беседа

«Я живу в г. Реутов»

Предварительная работа: Подготовка фотовыставки «Я люблю мой город», мини- экскурсия вокруг ДОУ.

Оборудование: иллюстрации (город, село, несколько пейзажей, парк, презентация «Реутов – мой родной город», фотовыставка «Я люблю мой город».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, формировать патриотические чувства, уметь узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, познакомить со стихами о Родине, воспитывать чувство гордости за свой город.

По ходу всей беседы показываются слайды презентации.

 

Ход беседы.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Так уж повелось, что в сентябре мы отмечаем замечательный праздник «День нашего города».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации (город, село, несколько пейзажей городского и сельского типа) и отложить те из них, на которых изображен  наш город Реутов.

Дети рассматривают и выбирают.

Воспитатель: Ребята, как вы догадались, что это город, а не село, не деревня?

Дети: В городе много домов, больших улиц; ездит транспорт, много людей, магазинов.

Воспитатель: Правильно. Место, где живут много людей, где много улиц и высотных зданий, развитая транспортная сеть, называется городом. Ребята, городов очень много, все разные. Каждый город имеет свое название. Например столица нашей Родины –это город Москва. А как называется город, в котором мы с вами живем.

Дети: Наш город называется Реутов.

Воспитатель: Правильно. Наш город называется  Реутов.  Он расположен вблизи нашей столицы г. Москвы. Нам в Москву даже ехать не надо, а стоит только перейти мост над кольцевой дорогой.

Ребята, а если мы живем в городе, то мы кто?

Дети: Мы жители города, горожане, реутовцы.

Воспитатель: Вы наверняка уже побывали с родителями во многих красивых уголках нашего города. Расскажите, где вы были с родителями и что видели интересного.

Ответы детей: Музей, ДК «Мир», Молодежный центр, стадион «Старт», парки, магазины…

Воспитатель: Да, в нашем городе есть достопримечательности. Мест для совместного отдыха с семьей. В нашем городе много школ и детских садов. Работают очень много магазинов.

Украшением  нашего города являются и различные памятники и монументы. Так,  красивым и памятным местом является  монумент славы, где горит вечный огонь, стоит бронемашина, рядом часовня Георгия Победоносца и аллея героев, где стоят бюсты наших героев – земляков.

     Очень красив памятник с изображением колокола – символа нашего города.

    Возле ДК «Мир» стоит памятник В. Челомею, академику, который руководил нашим заводом НПО Машиностроения.  А вы знаете, что делают, что изготовляют на этом предприятии? /О.Д./ Это предприятие самое главное в нашем городе, из-за его значимости для всей страны, наш город носит звание города – наукограда.

Наш город очень красивый и добрый. Здесь проживают люди разных  национальностей

Ребята, какие хорошие слова можете сказать про наш город?

Дети: Красивый, чистый, зеленый, современный и т. д.

Воспитатель: Да, наш город действительно такой!

Наша беседа подходит к концу. В заключении мне бы хотелось сказать следующее. Любите и уважайте свой город, цените и никогда не забывайте. Ведь Реутов – это ваш родной город!

 

Чтение стихотворения  (в сокращении) под слайд-шоу

«Мой Реутов», автор: Наталия Юрьевна Иванова

 

Конечно, есть у каждого из нас

Частица заповедная России,

Где растворяясь в бесконечной сини,

Благословляем каждый день и час.

 

У каждого есть место на Земле,

Где дышится всей грудью так привольно,

Что слезы появляются невольно,

А мир нам кажется и чище, и светлей.

 

Здесь в космос снаряжают корабли

И строят современные ракеты,

И будущего явные приметы

Районом новостроек пролегли.

 

И год от года я люблю сильней

Пруд небольшой, сиренью обрамленный,

В шуршании листвы берез и кленов,

В июньском пухе старых тополей.

 

И я иду аллеями в тиши,

Его дыханье чувствуя как будто.

Тебе отдам я, милый мой Реутов,

Все силы и движения души

 

Ты молодеешь, расцветая вновь,

Становишься уютнее и краше,

Ты – наша жизнь, судьба, ты - сердце наше,

Надежда наша, вера и любовь!

 

В заключении предложить детям в свободное время нарисовать свой любимый уголок Реутова.