«Осень осень! В гости просим!"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться»
Сухомлинский В. А.
По моему наблюдению, иногда даже дети старших групп не знают названия осенних месяцев, осенних явлений природы, таких как листопад, изморось, туманность и пр. В большинстве своем, дети практически не обращают внимания на красоту осени, не умеют эмоционально воспринимать осенние изменения.
Дети младшего дошкольного возраста имеют слишком маленький жизненный опыт, как следствие не могут объяснить те ли иные явления в природе, хотя и проявляют огромный интерес к происходящему вокруг. На прогулке они часто задают вопросы: «Почему листья желтеют/краснеют?», «Почему листики падают?» «Почему становиться холодно и идет дождь?», «Почему раньше стало темнеть?» и т.п. Родители, постоянно занятые работой и делами не особо обращают внимания на детские вопросы, или, в крайнем случае, отвечают одной фразой, не объясняя ребенку сути.
В ходе реализации данного проекта я четко пойду в двух направлениях:
- расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, о дарах осени для человека, учить детей видеть окружающую осеннюю красоту, изменения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, расширять активный словарь детей, учить художественному творчеству, сравнению, развивать внимание, наблюдательность.
- вовлечь родителей в образовательную деятельность при реализации проекта для повышения их психолого-педагогической компетентности и создания единого образовательного пространства «ДЕТСКИЙ САД-СЕМЬЯ», способствующей гармонизации детско-родительских отношений.
Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей об осени.
Задачи проекта:
Образовательные:
- продолжить знакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширить представление детей об урожае
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- развивать умение рассказывать наизусть с выражением небольшие стихотворения;
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
- Вовлекать родителей воспитанников в учебно-воспитательный процесс;
- Приобщать родителей к жизни группы детского сада путем организации совместных видов деятельности;
- Формировать у родителей интерес к совместной деятельности с ребенком;
- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе образования детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
- Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах,
- формировать основы бережного отношения к природе;
- Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
- Развить творческие способности у детей.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей:
- Повысить практические навыки организации совместной деятельности с детьми, и психолого-педагогическую компетентность.
- Формировать интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Название проекта |
Вид и тип проекта |
Участники |
Возраст детей |
Продукты деятельности |
Сроки реализации проекта
|
|
«Осень золотая» |
Познавательно-творческий;
Краткосрочный;
Групповой. |
Дети младшей группы №4 Воспитатели: АбдуллаеваГ.Г. Ширяева К.И. Родители; Специалисты ДОУ: Инструктор по ФИЗО Воронков А.С. Музыкальный руководитель Куликова Е.Ж. Руководитель проекта: Абдуллаева Г.Г Ширяева К.И.
|
3-4 года |
Выставка детско-родительского творчества «Природа и фантазия», Коллективная работа «Осеннее дерево», Лепбук «Осень»
|
03.10.2022-20.10.2022. |
|
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы работы:
I этап. Подготовительный
1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.
2. Анализ и оптимизация развивающей пространственно-предметной среды группы под тематику проекта
3. Подборка методического материала для реализации проекта
4. Разработка календарно-тематического планирования проекта
5. Составление графика проведения образовательной деятельности со специалистами.
6. Взаимодействие с родителями по участию в реализации проекта, составление рекомендаций.
II этап. Основной
1. Внедрение проекта в образовательный процесс
2. Организованная образовательная деятельность по тематике проекта.
III этап. Итоговый:
1. Подведение итогов проекта, создание выставки продуктов проекта.
2. Оформление выставки «Природа и фантазия».
Календарно-тематический план реализации проекта (основных мероприятий)
Сроки |
Содержание работы |
Деятельность |
Ответственные |
03.10.2022 Подготовительный этап |
1. Поиск необходимого методического материала для применения с детьми в ходе реализации проекта. 2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды. 3. Обсуждение со специалистами их роли в реализации проекта. 4. Ознакомление родителей с разработанным проектом и рекомендации родителям по совместной работе проекта. |
1. Мониторинг знаний детей по тематике проекта 2. Составление картотек игр, физминуток, загадок, составление конспектов, занятий по тематике проекта (интернет ресурсы) 3. Определение наполняемости РППС в группе по тематике проекта, создание декора для украшения группы. 3. Согласование со специалистами совместной деятельности по реализации проекта. 4. Определение родительского актива для участия в проекте. |
Абдуллаева Г.Г.
|
10. 10.2022-20.10.2022 Основной этап |
1. Наполнение развивающей предметно-пространственной среды 2. Внедрение проекта в образовательный процесс 3. Организованная образовательная деятельность по тематике проекта.
|
РППС 1. Размещение в тематическом центре развития муляжей овощей и фруктов. 2. Наполнение центра художественно-эстетического творчества раскрасками осенних пейзажей, шаблоны и трафареты овощей и фруктов, штампики листья, заготовки для аппликаций, ватные палочки, губки, трубочки для рисования, засушенные цветы и листья. 3. Пополнение центра литературы детскими изданиями: Н. Сладков «Осень на пороге», В. Бианки «Октябрь», Г. Скребицкий «Художник-осень», тематические картинки «Осень», «Как одеваться осенью», «Урожай», журнал «Осенняя мода». 4. Экологический центр: листья деревьев, шишки, семена, гербарии, картинки «Времена года». 5. Центр детского экспериментирования: соки овощей (свеклы, моркови). 6. Игровой центр: с/р костюмы «Кухня», «Магазин», садовые инструменты, пазлы, разрезные картинки «Овощи-фрукты», «Осенние листья», «Подбери картинки». Организованная образовательная деятельность: - НОД познавательного цикла «Признаки осени», «Собираем урожай»- ФЭМП. -НОД х/э цикла: «Кленовый лист»-пластилинография, «Ежик»; «Осенний город»-рисование; «Яблочки»-аппликация. -НОД ( музыка): игры: «Дождик», «Осенние листочки», разучивание песни «Листопад», заучивание стихов к осеннему празднику. -НОД (физкультура): тематический досуг «Собираем урожай» на воздухе, тематические игры «Айда, на грядки», эстафеты по тематике проекта, тематические физминутки, пальчиковая гимнастика,
Чтение художественной литературы М. Пришвин «Листопад», Ю. Тувим «Овощи», В. Мирович «Листопад», Е. Головин «Осень», Е. Авдиенко «Ходит осень по дорожке», Я. Тайц «По грибы по ягоды», И. Токмакова «Осенние листья»,В. Сутеев «Яблоко», русская народная сказка «Кот, петух и лиса»., заучивание стихов. Игровая деятельность: с/р игра «Покупка на рынке», «Готовим здоровый обед» Подвижные игры на прогулке: «Садовник», «Лист кружится». Тематические прогулки: - Наблюдение за изменениями в природе. -«Труд на участке» (сбор листьев для занятий) -«Прогулка в осенний лес» -«Куда делись насекомые?» Работа с родителями: -изготовление элементов для коллективной работы ЛЭП-БУКА «Осень» -организация деятельности родителей по изготовлению поделок к конкурсу. -Консультации для родителей «Научим ребенка любить природу», «Чем занять ребенка дома в дождливую погоду». |
Ширяева К.И. Воронков А.С Инструктор по ФИЗО Куликова Е.Ж. Музыкальный руководитель, Родители группы |
20.10. 2022 Итоговый этап |
1. Подведение итогов проекта, создание выставки продуктов проекта. 2. Оформление выставки «Природа и фантазия» |
Организация выставки детско-родительских работ «Природа и фантазия», сборка ЛЭП-БУКА. |
Абдуллаева Г.Г Ширяева К.И.. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ:
1. Н. А. Рыжова Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
2. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». – М., 2005.
3. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». – М., 1991.
4. О. С. Рудик «Развитие речи детей 2-4 лет» - М., 2009.
5. Интернет-ресурсы : https://www.maam.ru/, https://nsportal.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
Конспект
занятия познавательного цикла на тему:
«Признаки осени»
для детей младшей группы
в рамках проекта «Осень золотая»
Подготовила: Абдуллаева Г.Г.
воспитатель
Цель:
Формировать и закреплять представления детей об основных характерных признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
Учить различать сезонные изменения в природе (дождь, ветер, листопад).
Формировать умение обобщать предметы, группировать по общим признакам
Расширять и и активизировать словарный запас (листопад,)
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие: узнавать шум ветра, дождя
Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные:
Воспитывать умение замечать красоту осенней природы
Приучать детей общаться спокойно, доброжелательно, до конца выслушивать друг друга
Вызывать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь взрослому.
Предварительная работа
Наблюдение за осенними явлениями в природе на прогулке, чтение художественной литературы Пришвин «Листопад», И. Токмакова «Осенние листья», рассматривание картинок с изображением осени, работа в календаре природы.
Материалы и оборудование: запись звуков ветра, дождя, шум листьев, 3 корзины, листья клена, дуба, береза.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель включает запись звуков осени (Шум ветра, дождя, шуршание листьев)
Ребята, вы слышите? Что это за звуки, доносятся к нам из окна?
Вместе с детьми определяют звуки
Основная часть
Воспитатель: В какое время года мы можем слышать такие звуки за окном?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Но ведь шум дождя и ветра можно услышать и весной и иногда летом, как вы догадались, что шумит осень?
Ответы детей. (по шуршанию листьев)
Воспитатель: Правильно, ребята! Листики желтеют, высыхают и начинают опадать с деревьев, ветер кружит их в воздухе и поднимает упавшие листья с земли, поэтому мы слышим шуршание.
Ребята, какие признаки осени вы знаете еще?
Ответы детей.
Воспитатель: Осенью часто идут дожди. Осенний дождик теплый или холодный? Мы бояться не будем дождя, а поиграем с ним! Что бы спрятаться от дождика, мы возьмем зонтик! Но для начала поиграем с нашими пальчиками:
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
(стучим пальчиками по поверхности стола).
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
(изображать «брызги»)
Игра «Дождик»
Воспитатель: Ой, ребята, налетел ветерок и разметал листочки Посмотрите, какие красивые листья, но они все разные! Давайте соберем одинаковые листья в корзины!
Игра «Положи лист в свою корзинку»
(после игры обсудить от какого дерева какие листья)
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Вы молодцы! Перед тем как пойти на прогулку, я прочитаю вам красивое стихотворение:
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.
Е.Пименова
Давайте с вами соберём красивый букет из осенних листочков на прогулке.
Консультация для родителей
в рамках проекта «Золотая осень» на тему:
«Научим ребенка любить природу»
Подготовила: ШиряеваК.И.
воспитатель
Мы все прекрасно понимаем, что первыми педагогами для своих детей являются родители. Ребенок всегда будет придерживаться того взгляда на окружающие вещи, что и его родители. Необходимо четко понимать, что родители являются примером для подражания буквально во всем, поэтому необходимо принять данную миссию и постараться передать весь необходимый социальный опыт своему чаду.
В последнее время обострилась экологическая проблема во всем мире. Дело не только в загрязнении окружающей среды мусором и отходами производства, но так же наблюдается неприятная тенденция в охране природных зон. Именно поэтому, будущему поколению необходимо уже с младшего возраста закладывать основы бережного отношения к природным ресурсам и богатству.
Необходимо показать, что природа–основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.
Какими будут наши дети, зависит от нас. Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду – это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатства нам должны помочь наши дети.
Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, сохранять и преумножать наши богатства:
- Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
- Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
- Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
- Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
- Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
- В лесу надо ходить по тропинкам, так как можно наступить на насекомых.
- На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
- Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
- Нельзя в лесу включать громко музыку, так как можно спугнуть птицу с гнезда.
- Нельзя разорять птичьих гнезд, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
- Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и другие. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Картотека дидактических игр на тему «Осень»
в рамках проекта «Осень золотая»
Подготовила: Абдуллаева Г.Г.
воспитатель
Цель: практическое применение полученных знаний в ходе реализации проекта в игровой деятельности.
Дидактическая игра «Осенние листья»
Задачи: совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: контейнер, ламинированные шаблоны листьев.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное.
Дидактическая игра «Подбери картинки»
Задачи: учить дифференцировать и соотносить сюжеты картинок по признакам,
развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор картинок на осеннюю тематику с разными смысловыми сюжетами (дождь, листопад, огород, урожай, одежда, обувь, зонт, лужи и т.п.)
Ход игры: дети должны отсортировать по группам картинки, подходящие по смыслу.
Дидактическая игра «Овощи-фрукты»
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их
изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети
хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
Картотека загадок
в рамках проекта «Осень золотая»
Подготовила: Ширяева К.И
воспитатель
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — (Осень) Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали… (Урожай)
Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто…(Листопад)
Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду… (Лужи)
Написал художник кистью, Пришла девица красная Без пути и без дороги По крышам прохаживается. Утром мы во двор идём — |
Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь) Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья) Воет, а не зверь. (Ветер) Седой дедушка у ворот
Насупится, нахмурится,
Рыжий Егорка
Солнца нет, на небе тучи, С неба капает уныло. Теперь нам лето только снится,
В сером небе низко |