Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 "СВЕТЛЯЧОК"

« Назад

«Дары леса. Грибы».  28.09.2021 00:00

 

 

Актуальность:

Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии  грибов,  которые растут в наших лесах. Современные родители редко возят детей в лес, увлечения сбором грибов в настоящее время родители не увлекаются. Дети имеют скудное представление о том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное  царство живой природы, грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут. Многие дети вообще не видели в реальности как и где растут грибы, и уж тем более не ходили в лес их собирать.

Учитывая образовательную потребность и низкий уровень знаний детей о грибах я разработал данный проект.

Цель: Расширение и систематизация  знаний  детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать у детей знания о грибах и их видах,  условиях произростания,  о ценности грибов для животных леса,
  • Учить разбираться в грибах, отличать по внешним признаками съедобные грибы от ложных,  правильно их собирать.
  • Продолжать учить детей правилам безопасного поведения в лесу.

Развивающие:

  • Развивать  любознательность, наблюдательность,
  • Стимулировать познавательную активность и исследовательские навыки детей,
  • Развивать творческие способности детей

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение  к природе, показать ценность природы и её даров  для каждого человека, проявлять заботу о природе.
  • Формировать умение работать в команде  

Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе,  расширение знаний детей о грибах и их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности,  установить с ними доверительные и партнёрские отношения

Значимость проекта для родителей :

  • повышение информационной культуры по теме проекта;
  • воспитание личности ребенка, способной позитивно вести  себя в социуме, самостоятельно мыслить, применять знания, планировать свои действия;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования;
  • гармонизация детско-родительских отношений.

Продолжительность: краткосрочный – с13.09 по 24.09.2021г

Участники: Дети подготовительной  группы, педагоги, родители.

План разработки и реализации проекта:

Этапы работы:

I этап. Подготовительный

1. Обсуждение с родителями предложенной темы, создания и участие в реализации проекта (индивидуальные беседы)

2. Анализ пространственно-предметной среды группы:

3. Выявление уровня знания детьми полезных и вредных продуктов питания.

4. Подборка методической литературы, наглядно-демонстрационного материала по тематике проекта.

5. Обсуждение участия в проекте со специалистами и сотрудниками учреждения.

II этап. Основной

1. Оптимизация развивающей предметно-пространственной среды в группе под тематику проекта.

-муляжи «Грибы»

-раскраски разных грибов в изо центре (лисички, боровик, бледная поганка, опята, подберезовик, подосиновик и пр.)

-журнал «Лесник»

-оформление тематического центра «Кухня»

-пополнение центра театрализованной деятельности костюмами «Грибник», «Повар»

-иллюстрации, детская художественная литература по тематике проекта

-энциклопедия «Грибы средней полосы»

2. Разработка календарно-тематического плана проекта и основных мероприятий.

- мониторинговый игровой опрос «Угадай-ка»

- Видеотека с собранием дисков познавательного материала о  грибах и метах их произрастания.

-презентация «Грибы»

-музыкальная аудиотека (для подвижных и тематических игр в группе)

4. Непосредственная реализация проекта. (планирование)

III этап. Итоговый

1. Анализ усвоенного материала воспитанниками и отзывов родителей.

2. Совместная с родителями работа по созданию продукта проекта фотоальбома "За грибами мы ходили".

Основное содержание  и формы реализации проекта:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОО  - речевое развитие;

ОО – социально-коммуникативное развитие;

ОО – познавательное развитие

 

Беседа на тему: «Знакомство с грибами»

Беседа на тему: «Особенности внешнего вида грибов»

Беседа на тему: «Эти коварные двойники»

ОО – познавательное развитие;

ОО -  социально-коммуникативное развитие;

ОО  -  речевое развитие

ОД  на тему: « Грибы – царство природы»

Составление описательных рассказов по сюжетным  картинкам.

ОО -  познавательное развитие;

ОО  - социально-коммуникативное развитие

Просмотр  научно-познавательного мультфильма: «Грибы».

Просмотр мультфильма: «Под грибом» ( по мотивам сказки В. Сутеева  «Под грибом»)

ОО  -  речевое развитие;

ОО – художественно-эстетическое развитие

Заучивание стихотворения: «Грибы»    Н. Фадеева

Заучивание потешки: «Гриб – грибок»

Чтение рассказа: «Грибы» А. Толстой

Чтение рассказа: «Грибы» В. Катаев

Чтение рассказа: «Мухомор» В. Зотов

Чтение русской народной сказки: «Мухоморы»

Отгадывание загадок о грибах

ОО  -  художественно-эстетическое развитие;

ОО  -  познавательное развитие;

ОО  -  социально – коммуникативное развитие

ОД по окружающему миру с элементами оригами: « Царство грибов»

Аппликация: «Грибы» (коллективная работа)

Пластилинография: «В лес за  грибами»

Рисование: «В осеннем лесу»

ОО – социально-коммуникативное развитие;

ОО – познавательное развитие

Экскурсия на пруд.

ОО – социально коммуникативное развитие;

ОО – познавательное развитие;

ОО – речевое развитие

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Чудесный мешочек», «Грибные блюда», «Угадай по описанию»

 

ОО  -  физическое развитие;

ОО – познавательное развитие;

О – социально-коммуникативное развитие

Подвижные игры: «Раз, два, три сыроежки (мухоморы и т.д.) собери»

Пальчиковая игра: «Пошли пальцы по грибы»

ОО – познавательное развитие;

ОО – речевое развитие

Составление кроссворда: «Собери грибы в лукошко»

Составление кроссворда: «Не бери грибы в лукошко»

ОО -  художественно-эстетическое развитие

Прослушивание музыкальных произведений по теме: «Грибы»

ОО – познавательное развитие;

ОО -  социально – коммуникативное развитие;

ОО – речевое развитие;

ОО – физическое развитие;

ОО – художественно-эстетическое развитие

Итоговая  ОД на тему: «Дары леса. Грибы».

Фотовыставка.

Итоги реализации проекта
Дети знают:
•что грибы образуют, как растения и животные, царство живой природы;
•какие бывают грибы, чем отличаются, где растут;
•основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов;
•что грибы размножаются спорами, а не семенами.

Дети умеют:
•отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распространенные в данной    местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;
•обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особенности, выделять основные части;
•узнавать по описанию;
•составлять описательный рассказ;
•уметь с помощью природно-бросового материала, соленого теста, пластилина  совместно с родителями  находить оригинальные решения  в создании грибов .
Продукт проектной деятельности: изготовление грибов из  природного материала с составлением описательного рассказа о нем совместно с родителями;

Список литературы

1. Баландина Е.А. Комплексная безопасность в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО

2. Белая К.Ю.  и др. Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников  -  М.  1996

3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи . – Детство – Пресс  2010

4. Вишневский М.  Съедобные грибы и их несъедобные и ядовитые двойники  -  М.   2010

5.Гарибова Л.В.  Царство грибов -  Дрофа    М. 2007

6. Николаева С.Н.  Методика экологического воспитания дошкольников – М.   2004

7. . Новиковская О.А. Умные пальчики (игры для развития речи) – АСТ  2009

.8. Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. Разработано в соответствии с ФГОС

9. Серия наглядно-дидактических пособий «Съедобные грибы», «Несъедобные  грибы», «Осень», «Родная природа»  - М. Мозаика –Синтез  2005

 10. Шорыгина Т.А.   Грибы – Гном и Д  2009

11.Шарыгина Т.А.   Беседы об основах безопасности с детьми  5 – 8 лет.   -  М.   2011


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


«Грибы – это грибы»

(Занимательный материал)

          Загадки о грибах

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому, что гриб он…(белый.)

Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые…(лисички.)

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут…(маслята.)

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки.

Он в лесу стоял,

Никто его не брал. (Мухомор)

Он в осиннике родится

Как в траве не притаится,

Всё равно его найдём

Шляпка красная на нём. (Подосиновик)


              Игра «Узнай по описанию»

     Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опёнок.)

     Этот гриб можно найти в берёзовой роще или в лесу на опушке под молодой берёзой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета.(Подберёзовик.)

     Этот гриб своё название получил за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика – тёмно-коричневый сморщенный комочек.(Дождевик.)

     Самый лучший гриб, в народе его называют «царём грибов», а иногда – «полковником». (Боровик, белый.)

     Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой красивый бахромчатый шарфик-бантик.(Бледная поганка.)

     Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая. (Подосиновик.)

     На зелёной полянке семейка грибов красные, жёлтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками.(Мухомор.)

     У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом.(Маслята.)

     Эти грибы узнаешь по цвету и ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики.)


            

 Викторина

1.Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

2.Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов.)

3.Шляпки этих грибов будто смазаны маслом. (Маслята.)

4.Появление каких грибов знаменует конец лета? (Грузди.)

5.Какой из трубчатый грибов растёт быстрее всех.

                                                    (Подберёзовик, по 4-5 см в сутки.)


                 Экологические задачи

       Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

      Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбил палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

     Костя и Миша пришли в лес. В поисках грибов они разбрелись в разные стороны. Костя вернулся в условленное место с полной корзиной боровиков. А у друга в руках была корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивился Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

 


                   Это интересно

   Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.

   Быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик – по 4-5 см в сутки.

   Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом, дождевики.

   Лисички и луговые опёнки – единственные грибы, которые почти никогда не бывают «червивыми».