Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 "СВЕТЛЯЧОК"

« Назад

"Снег"  23.12.2019 19:38

Актуальность

Зима для детей - это особенная радость, ведь это и катание с горки, и лепка из снега сказочных существ, и изготовление снежных лабиринтов, крепостей, да и просто игра в снежки. Ледяные горки, сосульки, узоры на окнах… ребенок словно погружается в зимнюю сказку! А что такое снег? Из чего он сделан? Почему он тает от тепла? На эти и многие другие детские вопросы я попробовала ответить в ходе реализации данного проекта.

Цель: Расширение знаний детей о  свойствах  снега  путем  развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

-Расширять представления  детей о свойствах снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый) посредством исследовательской деятельности

-Учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить чистоту снега, что иногда снег лепится, а иногда нет, когда и откуда падает снег, сравнить снег и лёд).

-Формировать навыки работы с календарем природы, схемами моделями.

Развивающие:

-Стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность

-Развивать память, внимание, мышление, воображение, связную диалогическую речь.

-Обогащать словарный  запас путем введения новых слов.

-Развивать  игровую и трудовую деятельность, социальные навыки в процессе сюжетно-ролевых игр.

-Развивать двигательную активность и физические качества  в процессе подвижных игр.

Воспитательные:

-Воспитывать ценностного отношение  к труду взрослых (дворника, водителя снегоуборочной машины) .

-Познакомить с творчеством композиторов, учить слушать музыку.

-Познакомить с литературным творчеством поэтов и писателей,

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта у детей:

-Сформированы устойчивые представления о снеге и его свойствах,

-Сформированы умения устанавливать связи между объектом и явлениями природы,

-Сформированы такие качества личности, как любознательность, наблюдательность, активность, умения самостоятельно делать выводы.

Значимость проекта для родителей:

-повышена психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и образования,

-гармонизация детско-родительских отношений

- установление доверительных отношений с детским садом.

Продолжительность: краткосрочный – с 09.12 по 19.12.2019г.

Участники проекта: Воспитатели, дети логопедической группы (5-7 лет), родители.

План разработки и реализации проекта:

Этапы работы:

I этап. Подготовительный

1.  Обсуждение с родителями предложенной темы, создания и участие в реализации проекта (индивидуальные беседы)

-Привлечь к подбору иллюстраций на тему: «Снег».

-Составить папки передвижки «Какой бывает снег?», «Домашние игры со снегом».

-Побеседовать о необходимости принести лопатки и ледянки для игр и труда на участке.

-Привлечь родителей вместе с детьми изготовит снежинки для выставки «Такие разные снежинки».

2.  Анализ пространственно-предметной среды группы.

3. Выявление уровня знания детьми полезных и вредных продуктов питания.

4.  Подборка методической литературы, наглядно-демонстрационного материала по тематике проекта.

5. Обсуждение участия в проекте со специалистами и сотрудниками учреждения.

II этап. Основной

1. Оптимизация развивающей предметно-пространственной среды в группе под тематику проекта.

- материалы со стихами, загадками, рассказами.

- иллюстрации для рассматривания и обсуждения с детьми.

- раскраски, сюжетные картинки

- пополнение центра экспериментирования

- информационные папки передвижки для родителей

- выносной материал для прогулки: формочки, маленькие лопаты, бутылки с разведенными красками)

2. Разработка календарно-тематического плана проекта и основных мероприятий.

- мониторинг-игра, проблемная ситуация  «Что такое снег?»

- презентация «Снег-снежинки», «Свойства снега»

- видеотека

- подборка музыкальных произведение с зимней тематикой

- картотека подвижных зимних игр

- картотека опытов со снегом

-картотека тематических физминуток, загадок

-картотека бесед, сценариев проблемных ситуаций, целевых прогулок.

4. Непосредственная реализация проекта.

III этап. Итоговый

1. Анализ усвоенного материала воспитанниками и отзывов родителей.

2. Совместная с родителями работа по созданию продукта проекта снежные фигуры на участке.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОО Познавательное развитие

 

Занятие: «Снег и его свойства»

Беседы :«Что такое снег?»,

«Какого цвета снег?»,

«Почему скрипит снег?»,

«Снег в жизни людей, растений и животных»,

«Снег бывает разный»,

«Что такое иней?!»,

«Снежные фигуры»

Наблюдения: «Снегопад»,

«Иней»,

Целевая прогулка по территории детского сада «Зимний пейзаж»

Просмотр презентаций и видеофильма: «Снег», «Снежинки»

Исследовательская деятельность в группе:

«В тепле снег тает»

«Снег состоит из воды»

«Почему нельзя есть снег»

«Снег непрозрачный»

«Какая температура у снега»

«Какого цвета снег»

«Тонет – не тонет»

(на улице) «Почему не получился снеговик?»

«Где теплее?»

«Легкий или тяжелый?»

«Откуда берется иней?»

Дидактические игры

«Собери снежинку»

«Найди такую же снежинку»

«Чьи следы»

«На что похоже?» (узоры на окнах)

«Кто как зимует»

ОО Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций: «Деревья в снегу»,

«Снежный покров»,

«Следы на снегу»,

«Снегоуборочные машины»,

«Животные и снег»,

«Жилища из снега»,

«Снежные фигуры»,

«Рисунки на снегу»,

«Снежинки»,

«Иней».

Чтение литературы:

С.Иванов «Каким бывает снег?»

Е.Трутнева «Первый снег»

К.Бальмонт «Снежинки»

ОО Социально-коммуникативное развитие

Заполнение календаря природы

Трудовая деятельность на участке

«Окучивание» деревьев снегом

Расчистить дорожки от снега

Очистить от снега место для игр на участке

Собирать снег на участке для постройки снежных фигур

Сюжетно-ролевые игры

«Мы снежинки-балеринки»

«Мы снегоуборочные машины»

Наблюдения:

«За работой дворника»,

«За работой снегоуборочных машин».

ОО Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Зимняя ночь во дворе» (нетрадиционное)

Рисование «Узоры на окне» (нетрадиционное)

«Снежные узоры» (нетрадиционное)

Лепка «Снежинка»

Конструирование из бумаги «Снежная гирлянда»

Музыкальное

К.Дебюсси «Снег танцует»

Вивальди «Времена года. Зима»

Песни «Белые снежинки», «Серебристые снежинки», «Снежинки для Маринки», «Кружатся снежинки»

ОО Физическое развитие

Подвижные игры, эстафеты

«Кто дальше бросит»

«Кто быстрее»

«Попади в мишень»

«Перестрелка»

«Покатились мы с горы»

«1,2,3 – к названному дереву беги»

«Два мороза»

«Снежки и ветер»

 

 Итоги реализации проекта:

- Активизация самостоятельной  познавательной деятельности  дошкольников.

-Освоение  окружающей  действительности опытным путем.

-Развитие  творческих способностей.

-Развитие наблюдательности и навыков обобщать и анализировать.

-Развитие речи, мышления, воображения.

-Формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств.

Проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, родители и педагоги.


Список литературы

 

1. О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

2.  Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.- № 6.-с. 91-94.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.

4. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17

5. Интернет ресурсы                           


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Методы исследования:

  • изучение природоведческой литературы по данной теме;
  • прямые и косвенные наблюдения;
  • проведение опытов;
  • анализ полученных результатов путем сравнения.

Из литературы мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет.

Интересные факты: Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. 

А теперь мне стало интересно, почему в мороз я иду под скрип снега, а когда тепло, то этого скрипа не слышно.

Скрип (хруст) снега

При сдавливании снег издает звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, и т. п. Скрип снега слышен при температуре ниже − 2 ° (по другим данным, ниже − 5 °). Выше этой температуры скрип не слышен. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов.

Почему же идёт снег?

Чтобы это узнать, мы стали проводить опыты.

Опыт №1.  Испарение воды в мороз.

Мы повесили постиранное бельё на улицу. Оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через 7 дней бельё высохло, не осталось ни льда, ни воды.

Вывод: при низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег. 

Опыт №2. Свойства снега.

Мы взяли снег и стали его рассматривать.

  1. Мы положили снег на красную парту, приложили к нему белый лист бумаги, сравнили и я увидела, что снег белого цвета и не прозрачный.
  2. Я взяла палочку и стала мешать его, на улице легко сдул снег с ладошки, значит, снег рыхлый и холодный.
  3. Затем мы набрали снег в стакан и поставили в класс, через 40 минут увидели в стакане уже не снег, а воду. В тепле снег быстро тает.

Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Опыт №3. Что такое иней.

Мы взяли металлический прут, и я стала на него дуть.Прут стал покрываться инеем. Чем дольше я  на него дула, тем слой инея становился всё толще, а сам иней − все пушистее. Потом  учитель сказала, чтоб я провёла варежкой по ключу. Я увидела, что иней посыпался вниз. Я удивилась, а что это сыплется − иней или снег? Получается, что снег и иней − одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки − это пар, который замерз в облаках, а иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках.

Вывод: Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве, называется изморозь.

Изучение формы снежинок.

Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.

Почему бывают снежные узоры на окнах?

Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? С одной стороны, сами кристаллики имеют свою структуру, которая определяет рисунок. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают "Деду Морозу" создавать красивые узоры на окнах.

Опыт 4. Исследование чистоты снега.

Я задумалась и решила узнать, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег. Я взяла чистую баночку, нагребла снег из сугроба возле дома. Когда он растаял, я увидела, что вода в баночке достаточно чистая. Я процедила эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя.

Вывод: На марле осталась грязь. Ее было немного.

Я взяла снег с того же места 3 дня спустя.

Вывод: Вода была намного грязнее. На поверхности банки плавал даже какой-то жир, щепочки и волосы. Думаю, что волосы животных, т. е собак.

Я сделала вывод, что снег вообще нельзя есть никакой. 

Выводы из исследования:

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется.

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь.