Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 "СВЕТЛЯЧОК"

«Осень в гости к нам пришла»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы данного проекта заключается в том, что,  у детей недостаточно полно сформированы знания и представления о признаках осени, сезонных изменениях, в силу имеющихся особенностей познавательного развития детей с ОВЗ. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть название времени года и некоторые признаки осени.  Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить походит ли та или иная примета для осени. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цель: формирование элементарных представлений об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года.  

Задачи:

- способствовать пополнению и обогащению знаний детей по лексическим темам: «Осень»«Овощи», «Фрукты»;

- продолжать формировать у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе;

- продолжать формировать представления детей об объектах живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания;

- развивать умение применения конкретных способов экспериментирования и исследования объектов природы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;

-  способствовать развитию речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

- способствовать формированию умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие;

- воспитывать любовь к природе, способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

 

Название проекта

Вид и тип проекта

Участники

Возраст

детей

Сроки реализации проекта

 

 

«Осень в гости к нам пришла»

 

 

 

Познавательно -исследовательский,

практико - ориентированный, краткосрочный групповой проект

 

 

Воспитатели,

Дети,

Родители

Педагоги

Руководители проекта:

Воспитатель МАДОУ №9 «Светлячок»

Трушникова Елена Валерьевна

 

от 4-х

до 5 лет

 

 

 

 

сентябрь 2022

- октябрь 2022

 

 

 

 

 

 

Структура проекта

Реализация мероприятий проекта велась поэтапно   

 

План поэтапных мероприятий      

I этап

Подготовительный

II этап

Этап реализации

III этап

Заключительный

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

- Подборка фотографий, литературы;

- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;

- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Рисование на тему «Осенние листья»

-- Консультация для родителей «Наблюдаем в природе»

 

Мероприятия по работе с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Беседы

- Рассматривание иллюстраций

- Наблюдение

- Экспериментирование

Изобразительная деятельность по теме:

- Рисование «Золотая осень»

- Аппликация «Осеннее дерево»

- Лепка «Дождик пошел»

- Дидактические, пальчиковые игры

- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи;

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина;

- Наглядная информация для родителей «Учимся наблюдать»; «Игры на прогулке»

- Привлечение родителей к изготовлению поделок из природного материала к конкурсу «Природа и фантазия»

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ

осенний праздник «Осенняя полянка»

- Участие в конкурсе поделок из природного материала «Природы и фантазии»

Схема реализации проекта

 

Образовательная деятельность

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Социально – коммуникативное развитие

Коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

«Осеннее путешествие в парк»

Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.

«Магазин. Хлеб»

Цель: Учить творчески отражать в игре полученные знания. Продолжать учить развивать сюжет и замысел игры. Учить отражать в игре труд пекарей.

 

Дидактические игры:

«Времена года»

Цель: различать изменения природы в разные времена года; уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

«Что где растет?»

Цель: Продолжать учить дифференцировать мета произрастания фруктов, овощей;. Закреплять названия деревьев: дуб, берёза, клен, ель.

«Узнай по описанию»

Цель: Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.

«Когда – это бывает?»

Цель: Закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

 

Показ настольного театра:

«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)

«Репка».

 

Трудовая деятельность:

Сбор природного материала на прогулке (листьев и палочек для изготовления поделок).

Уборка опавшей листвы.

Подготовка клумбы группового участка к зиме.

Укрывание корней деревьев упавшей листвой.

Беседа:

Тема«Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

«Правила поведения в лесу»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.

Речевое развитие

 

Коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

 

Словесные игры:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.

Игра «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи»

Игра«Вершки-корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).

Составление мини-рассказов про осень с использованием опорных картинок

 

Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Разучивание стихотворений по теме.

Чтение художественной литературы

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку

А. Плещеев «Осенняя песенка»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

 

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

 

НОД «ЗдравствуйОсеньзолотая»

НОД «Овощи, фрукты, ягоды»

Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Наблюдение за цветником

Наблюдение за деревьями осенью

Наблюдение за насекомыми

Беседы:

«Осень»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

«Что изменилось в осеннем парке»

Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.

«Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе

«Деревья осенью»

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки про овощи или фрукты?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?»

«Почему я люблю (не люблю)осень

Исследовательская деятельность

«Листья кружатся, летят»

Художественно – эстетическое развитие.

 

Изобразительная деятельность

 

 

 

 

Музыкальная деятельность

Продуктивная

Лепка (пластилинография) «Дождик пошел»

Аппликация «Осеннее дерево».

Рисование «Золотая осень»

Рисование «Осенние листья»

Лепка «Большая и маленькая морковки»

Рисование «Помидор и огурец»

Аппликация «Тарелка с фруктами»

Рисование с использованием нетрадиционных методов (рисование с помощью ватных палочек) «Кап-кап, дождик пошел»

Рисование с использованием нетрадиционных методов (отпечатки листьев) «Осенние листочки»

Пение:

«Веселые грибочки» сл. и муз. О. Долгалевой.

«Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда.

«Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина.

Разучивание песен к осеннему досугу.

Слушание аудиозаписей по теме.

Физическое развитие

Двигательная

Физкультминутки, подвижные игры по теме проекта.

Беседа «Как одеваться осенью, чтобы не заболеть»

Ситуативный разговор «Можно ли ходить по лужам?»

 

Взаимодействие с родителями

 1. Оформление информационного уголка для родителей. Наглядный материал из серии «Информационно-деловое оснащение ДОУ» (сентябрь, октябрь)

- Игры на прогулке

-Учимся наблюдать

2. Памятка: «Одежда ребёнка для прогулок в осенний период»

 3. Рекомендации по закреплению знаний дома по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»

4. Повторение дома с детьми стихов для досуга.

5. Чтение дома: «Купите лук» в пер. И.Токмаковой , «Загадки с грядки» Г.Сапгир,

  «Морковный сок» А.Барто, Стихотворение «Помидор» Я.Бжехова.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики по теме «Осенние листочки»

7. Просмотр иллюстраций по теме “Осень”.

8. Рекомендации по совместной деятельности с детьми в выходные дни: беседы о приметах осени во время прогулок, наблюдение за природными явлениями.

9. Сбор природного материала и изготовление совместно с детьми поделок к конкурсу «Природа и фантазии»

10. Создание рисунков по теме.

Результаты проекта.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей средней группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную, коммуникативную);
  • возросла познавательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
  • удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Результаты реализации проекта для педагога: повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательно-исследовательских способностей.

Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представления по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты». Дети вместе с родителями изучали информацию по теме, рассказывали и делились своими представлениями с другими детьми в детском саду.

Результаты реализации проекта для родителей: родителями приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

 

                                         Список литературы:

  1.  Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
  2. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
  1. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
  1.  Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 330 с.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа
  3. Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников. Москва, 2016г.;
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. (Вместе с детьми).
  6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. Москва, 2010г.;
  7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. .
  9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. .